Гостомысл

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЕ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ

Гостомысл — легендарное лицо, с именем которого во многих списках летописей связывается сказание о призвании варягов. По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Гостомысл был потомком Вандала (см.). При отце его, Буривое, варяги покорили славянскую землю; но Гостомысл, избранный славянами князем, прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость. Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником и "земля удобрится княжением его". Перед смертью Гостомысл, собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Гостомысл, Рюрик с двумя братьями. Эта легенда о Гостомысл, объясняя призвание варягов, намекает на родственные отношения варяжских князей с прежней династией, а именно, что Рюрик был внуком Гостомысл со стороны матери. Татищев и Щербатов давали рассказу Иоакимовской летописи полную веру, а первый даже дополнил этот рассказ подробностями о двух других дочерях Гостомысл: от старшей произошла Ольга, а младшая была матерью Вадима (см.), убитого Рюриком. Некоторые списки Несторовой летописи дают другой вариант этой легенды (ср. Карамзин, прим. 70 и 91 к 1 т.). Черноморские славяне вместе со скифами и болгарами, поднявшись на север, построили Вел. Новгород и выбрали старейшиной князя Гостомысл Дожив до глубокой старости и не будучи больше в состоянии править многочисленными и беспокойными племенами, Гостомысл призвал начальников русской земли и увещевал их идти в прусскую и варяжскую земли, "к тамошним самодержцам" от рода Августа Кесаря, и предложить им власть над славянской землей. Ничего этого нет в настоящих временниках, даже в Никоновском. По другим вариантам (напр. в отрывке, внесенном в Новгородскую летопись попа Иоанна), Гостомысл был первым новгородским посадником. Предание о Гостомысл существовало еще в XVI в.; о нем упоминает Герберштейн. Первый усомнился в существовании Гостомысл Миллер. В существование Гостомысл не верил и Карамзин, прямо называющий все рассказы о Гостомысл сказками, внесенными в летописи гораздо позднее. Указывают холм Гостомысл или его могилу на Волотовом поле (см.).

Смотрии так же...