Горные железные дорогиЭнциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Горные железные дороги — термин этот не вполне определенный. Характерные признаки Горные железные дороги железных дорог следующие: большие и длинные подъемы; частые закругления наименьшего допускаемого радиуса; направление дороги вдоль крутых скатов на значительной высоте над подошвою возвышенности; пересечение горных потоков и верховьев рек; большая высота перевалов; необходимость устройства подпорных стенок для защиты полотна от обвалов, — защит, а иногда и галерей для охраны пути от лавин и каменных завалов; сооружение туннелей, заворотов для преодоления больших подъемов. Чем резче эти особенности присущи какой-нибудь жел. дор., тем в большей степени она заслуживает названия горной. С другой стороны, на настоящей Горные железные дороги жел. дор. могут быть отдельные участки, на которых частью отсутствуют описанные свойства. Предел уклонов, при которых допускается еще постройка жел. дор. обыкновенной системы, т. е. с гладкими рельсами для тяги паровозом, составляет для главных жел. дор., на которых производится значительная перевозка, 1:40, а для второстепенных жел. дор. — 1:25. При более крутых подъемах приходится применять тяжелые и сильные паровозы при слабом составе поездов и скорость движения должна быть ограничена 12-18 км в час. В этих случаях для линий местного сообщения предпочитается применение увеличенного искусственного сцепления между паровозом и рельсами (см. Зубчатые жел. дор., Фелля система ж. д.), или же двигатель закрепляется на месте (см. Канатные жел. дор.). Более замечательные из Горные железные дороги жел. дор. обыкновенного устройства: А. В Европе: 1) Альпийские жел. дор. (см. Альпийские проходы и жел. дор.) — первые из построенных Горные железные дороги жел. дор. и притом наиболее важные по значению их для международного сообщения и по техническим успехам, которыми ознаменовалось их сооружение (см. также: Арльбергский горный проход, Бреннер, С.-Готтардская, Земмерингская и Мон-Сенисская жел. дор.). 2) Часть итальянских жел. дор., в особенности линии, пересекающие хребет Апеннинских гор: Болонья — Пистойя, Анкона — Фолиньо и Фоджиа — Беневент. 3) Короткие участки южно-французских и североиспанских жел. дор., а также некоторые линии в горной Шотландии. 4) На Скандинавском полуострове линии, направляющиеся от Тронтьема к Ю и З. 5) В Германии Шварцвальдская жел. дор. 6) Ряд участков в области Карпат; в особенности на линиях, соединяющих Верхнюю Венгрию с Силезией и Галицией, а также Венгерскую низменность с Седмиградией и последнюю с Румынией. 7) В России участки Уральской, Самаро-Златоустовской и часть Закавказской жел. дор. (Сурам). Б. В Азии некоторые участки жел. дор. Британской Индии, в особенности линии, пересекающие северо-западные провинции и проникающие в долины Гиндукуша. В. В Северной Америке участки Тихоокеанских жел. дор. в пределах Кордильер (Скалистые горы и Сьерра-Невада). Горные железные дороги В Южной Америке Горные железные дороги жел. дор. Перу, Боливии и Аргентинской республики. Д. В Австралии Северо-Западная жел. дор. Горные железные дороги жел. дор. при сравнении их между собою характеризуются возвышением перевального участка над уровнем моря и наибольшими встречающимися на них подъемами. Приводим эти цифры для главнейших Горные железные дороги жел. дор.
А. Т. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|