Герой

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕА
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕУ
ГЕФ
ГЕХ
ГЕЦ
ГЕЧ
ГЕШ

Герой (Heros). — Греки разумели под названием Герой богатырей древнейшего, доисторического времени: это — идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа, посредники между народом и его богами, благодетели греческого народа, основатели греческих городов и государств, учредители законного порядка, вследствие своего божественного происхождения и великих подвигов удостоенные богами после смерти отличной от прочих смертных участи, а людьми — поклонения. Герой нельзя рассматривать ни чисто исторически, как людей действительно существовавших, ни исключительно символически, как отвлеченные понятия, воплотившиеся в определенные образы: это — идеальные личности, освобожденные сказанием от случайностей окружающей обстановки и преображенные в пластически-цельные индивидуальности. Некоторые из Герой — просто создания воображения, без исторической подкладки, таковы, напр., все так называемые основатели городов, родоначальники фил и пр. Другие, очень может быть, действительные исторические личности, но идеализованные народной фантазией до полной неузнаваемости, как, напр., большая часть троянских Герой; третьи, вероятно, первоначально были богами, и уже сказанием перенесены, так сказать, с неба на землю, каковы, напр., некоторые Герой древнейшего, или так называемого мифического, периода. В ту пору, когда слагались поэмы Гомера, успели уже сойти со сцены могучие богатыри древнейшего периода. У Гомера Герой называется почти каждый выдающийся над общей массой своей физической силой, своим умом или другими достоинствами свободный муж; в особенности, так именуются князья и члены знатных семейств, производящие свой род от какого-либо бога; ни о каком поклонении им, как богам, нет и речи. Лишь некоторым из них, любимцам богов — напр. Менелаю и Радаманфию — выпадает на долю избежать смерти и прямо переселиться к блаженной жизни в Элизий. Гезиод первый называет поколение борцов под Фивами и под Трое и полубогами. У Пиндара Герой, как существа сверхчеловеческие, занимают середину между богами и людьми и впервые становятся предметом религиозного поклонения. Местом их культа были первоначально преимущественно их могилы; но по мере того, как случаи апофеоза отдельных Герой делались все более и более заурядным явлением, им стали воздвигать храмы и алтари и в местностях, отдаленных от их могил. Большей частью, однако, поклонение Герой ограничивалось только известной местностью. Тайная благотворная деятельность Герой, в качестве местных духов (δαίμονες έπχώιοι), помощь, оказываемая ими своим народам в критические для них минуты (напр. появление Тезея при Марафоне), окружили их личность необыкновенным ореолом. Культ Герой состоял в своеобразных жертвоприношениях, не похожих на жертвы, приносимые богам; это были жертвы в честь умерших, состоявшие в возлиянии на могилу Герой меда, вина, масла и молока, причем лицом обращались на западную страну тьмы и преисподней. В позднейшее время даже исторические личности, каковы, напр., Гармодий и Аристогитон, Бразид, были возводимы в сан Герой Еще позднее всякого умершего стали признавать за Герой, и, вместе с тем, понятие "ήρος" начинает отождествляться с понятием "μακαρίτης" (блаженный). А так как все превосходившее в человеке средний уровень: сила, красота, добродетель, ум, общественное положение, служило доказательством особенного благоволения божества, то в конце концов и живые люди стали почитаться как Герой С тех пор, как Александр В. содействовал смешению греческих и восточн. представлений, культ Герой приобрел значение церемониала, подобающего всякому государю. Отсюда обычай ставить государю алтари еще при его жизни, привившийся особенно у Птолемеев и Селевкидов и перешедший затем в императорский Рим.

Ср. Oehlert, с Beitr äge zur Heroologie d. Griechen"; Wassner, "De heroum apud Graecos cultu".

Смотрии так же...