Гельст

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕА
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕУ
ГЕФ
ГЕХ
ГЕЦ
ГЕЧ
ГЕШ

Гельст (Бартоломеус ван дер Helst) — один из величайших голландских портретистов (1613-1670). Сохранилось очень мало достоверных биографических о нем сведений; только известно, что почти вся художественная его деятельность происходила в Амстердаме. Его самые большие картины, содержавшие до 25 фигур, хотя состоят из групп, искусно составленных, равно как и другие, гораздо меньшие, по замыслу и исполнению остаются портретными; историческими они могут быть названы лишь потому, что иногда изображают лица, имена которых остались в истории. Отличительные художественные качества Гельст суть большая правильность рисунка, жизненность и выразительность не только лица, но и целых фигур, размещенных без всякой принужденности. Руки были изображаемы с индивидуальной для каждого портрета точностью; часто в этом последнем отношении ставят Гельст выше знаменитого Ван-Дейка. Технические особенности живописи весьма высокого достоинства. Единственный недостаток, находимый в произведениях Гельст, относят к слишком тщательному изображению второстепенных в портрете вещей; как будто бы в этом художник сообразовывался более с требованиями заказчиков, чем художественного единства, обязывающего подчинять второстепенное главному. Сюда относятся частности одежды, кубки и другие принадлежности стола. Иногда желание придать слишком большое значение фигурам, помещенным на втором плане, отражалось на воздушной перспективе, недостаточно их удалявшей. Празднества стрелков, присуждение призов, фигуры управителей и попечителей богоугодных заведений, синдиков городских корпораций и других более простых граждан — вот главнейшие неразнообразные сюжеты картин Гельст; но все эти фигуры живут и переносят нас в отдаленные времена. Произведения Гельст украшают многие галереи; одна из самых больших и замечательнейших композиций находится в Амстердаме и состоит из 24 фигур; там же находится знаменитый "Ночной дозор" Рембрандта, так что посетители могут проводить непосредственно сравнение между обоими художниками, по их произведениям (см. Рембрандт). Место Гельст весьма высокое в голландской школе, но все же ниже, чем Рембрандта. Живопись Гельст сравнительно сохранилась, в чем можно убедиться и по картинам его, хранящимся в галерее Эрмитажа, где он превосходно представлен семью произведениями, из которых важнейшие суть: "Представление новобрачной родителям новобрачного", "Семейный портрет" (изображающий группу из пяти поколенных фигур, считавшийся некогда портретом семейства живописца П. Поттера), "Новый рынок в Амстердаме" (картина, по содержанию необычайная для художника, так как в ней играют главную роль съестные припасы). Несмотря на блестящий успех Гельст среди современников и его высокое место в голландской живописи, он не имел таких учеников, которые заслужили бы внимание потомства.

Ф. П.

Смотрии так же...