Гегезий Киринейский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕА
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕУ
ГЕФ
ГЕХ
ГЕЦ
ГЕЧ
ГЕШ

Гегезий Киринейский (Ήγησίας) — последователь Аристиппа. Исходя из главного положения Киринейской школы, что истинное благо и цель жизни есть удовольствие, и исследуя с этой точки зрения действительные условия человеческого существования, Гегезий Киринейский приходил к отрицательным результатам. Удовольствие или недостижимо, или обманчиво, и решительно перевешивается страданием. Благоразумие не может обеспечить счастья, потому что мы не имеем истинного познания о вещах и легко можем обманываться во всех своих расчетах. Если же счастье недостижимо, то безумно к нему стремиться; нужно ограничиться свободой от зла, т. е. от страдания, а это всего лучше достигается равнодушным отношением ко всему (άδιαφορία), между прочим — к чужим проступкам и злодеяниям. Так как высшее благо есть удовольствие и все его желают, то никто намеренно не бывает злым, и негодовать на зло значит только понапрасну нарушать свое душевное спокойствие. Когда же невозможно бывает достигнуть равнодушия, когда страдание оказывается нестерпимым, то есть действительное лекарство — смерть. Гегезий Киринейский, преподававший свое учение в Александрии во время Птолемея (Лаги), так красноречиво доказывал бедственность жизни и утешительность смерти, что его прозвали πεισιθάνατος, и Птолемей запретил его чтения. Те же идеи Гегезий Киринейский изложил в своем сочинении άποκαρτερών, которое до нас не дошло. О Гегезий Киринейский и его учении сообщают: Цицерон (в Тускуланах), Валерий Максим, Плутарх и Диоген Лаэрций. Гегезий Киринейский имел значение в истории греческой философии, представляя собой момент самоотрицания гедонической этики (учения об удовольствии, как высшем благе) и переход ее частью в крайний пессимизм, частью в цинический и стоический принцип безмятежности (атараксия).

Вл. С.

Смотрии так же...