Аристипп

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

Аристипп - греч. философ; род. около 430 до Рождества Христова в африканском городе Кирене, знаменитом роскошью и богатством, что, вероятно, и не осталось без влияния на учение Аристипп Громкая молва о мудрости Сократа привлекла его в Афины, где он сделался учеником философа. Умозрительная философия и математика мало его интересовала, и главным предметом его исследований сделались назначение человека и достижение высшего блага. Односторонне и неверно понимая учение Сократа, Аристипп ставит целью нравственного совершенства облагороженное образованием наслаждение. Удовольствие - вот единственное положительное добро и единственное мерило добра. Главные положения его учения следующие: все ощущения человека могут быть сведены к чувству удовольствия и страдания; они единственные критериумы истинного и ложного, добра и зла; удовольствие и неудовольствие (страдание) - два прямо противоположные состояния души, одно светлое, тихое, другое - тревожное, бурное; все живые существа ищут первого и избегают второго. Счастие есть не что иное, как постоянное удовольствие, слагающееся из отдельных мгновенных удовольствий; но в то же время оно не исключает ни деятельной жизни, ни чувства меры. И так как счастие есть цель всех человеческих стремлений, то человек не должен пренебрегать никаким родом удовольствия. Дело мудреца вносить в свои удовольствия интеллектуальный элемент и устроить их так, чтобы они наполняли его душу только мирными радостями, чуждыми страстных увлечений. Сократовское понятие высшего блага как сочетания добродетели со счастьем распалось у его последователей так, что одни ученики признавали за высшее благо добродетель, а другие - киренаики (названные так по месторождению Аристипп), видели добродетель единственно в разумном наслаждении. Но и те и другие одинаково сузили задачу философии, сводя ее к исследованию личного блага отдельного человека и тем самым являлись проповедниками равнодушия к государственной жизни, характеризующего упадок греческой культуры. Аристипп совершил несколько путешествий в Сицилию и встретил там радушный прием у Дионисия. Рассказ Диогена Лаэрция, будто по своем возвращении в Афины Аристипп открыл там свою собственную школу, лишен вероятия. Единственными проповедниками его учения были дочь его Арете и внук Аристипп младший (метродидактос). Последний признавал за высшее благо приятное возбуждение чувств. Он и последующие киренаики привели в систему учение об удовольствии, за что и получили название эвдоников. Сочинения Аристипп погибли. Виланд сделал Аристипп главным героем своего историко-философского романа "A. und einige seiner Zeitgenossen". См. Вендт, "De philosophia cyrenaica" (Геттинген, 1842).

Смотрии так же...