Беринг Витус

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕУ
БЕФ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЯ

Беринг Витус (или Иван Иванович, как его звали на Руси) — капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого названы пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев). Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. Св. Лаврентия, о. Св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-вов Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев.-западную часть Америки и бухту Св. Илии. — Беринг Витус родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу вступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг Витус был лейтенантом, а в 1710 г. — капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командой. 1714—16 гг. Беринг Витус провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене, и в Архангельске. С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Беринг Витус нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Беринг Витус, которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Беринг Витус и дать ему чин капитана 1-го ранга. С этого (1724) года Беринг Витус неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем: "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и Парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкцию для начальника экспедиции Витуса Беринга: 1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами, 2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка, 3) для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный кусть называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды".

24 янв. 1725 г. выехал из Петербурга спутник Беринг Витус — Чириков со своей командой. 8 февраля прибыл он в Вологду, где через неделю к нему присоединился Беринг Витус с другими членами экспедиции. Число всех чинов-участников в экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся в Тобольске и Охотске, простиралось до 20, а всего под командой Беринг Витус было человек около 100. Из них, как более выдающихся и оставивших свои "юрналы", следует назвать, кроме упомянутого лейтенанта Алексея Чирикова, гардемарина, впоследствии мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Мартына Шпанберга. — Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция, получившая название первой камчатской экспедиции, прошла в 43 дня. После месячного отдыха она на 11 дощанниках продолжала путь по Иртышу. 23 мая Чаплин с отрядом в 10 человек был отправлен вперед, по направлению к Якутску. Все почти лето 25 года команда провела в дороге. Прозимовав в Илимске, откуда был послан Шпанберг с отрядом из 39 человек в Усть-Кутский острог на Енисее, для постройки 15 барок, Беринг Витус 26 мая 1726 г. на новых судах поплыл вниз по Енисею. 16 июня Беринг Витус прибыл в Якутск и только 30 июля 1727 г., на третий год по отправлении из Петербурга, он наконец прибыл в Охотск, откуда должно было начаться настоящее путешествие. Запасшись здесь провиантом и новыми судами, экспедиция 22 августа вышла из Охотска и морем через две недели прибыла в Большерецк (на Камчатке). Отсюда сухим путем отправилась в Нижнекамчатск, куда прибыла 11 марта 1728 г., употребив на весь путь (в 883 в.) около 2 мес. Нагрузив в Нижнекамчатске провиантом бот — "Св. Гавриил", построенный там же, — Беринг Витус со всей своей экспедицией сел на него и 13 июля 1728 г. вышел из устья р. Камчатки в море, держась северного направления между Азией и Америкой. Проведя более месяца в морском плавании между незнакомыми ему совершенно берегами, Беринг Витус достиг наконец 67° 18' с. ш. и, убедившись здесь на основании показаний чукчей, что далее берег простирается к западу и что, стало быть, "нельзя Азии соединяться с Америкой", почел свою миссию выполненной и с согласия всех членов экспедиции, боявшихся "попасть нечаянно в лед", повернул назад. 2 сент. 1728 г. Беринг Витус был уже в устье Камчатки, где зимовал, и 5 июня следующего года поехал по морю на В., но, не встретив на 200-верстном (по его расчету) расстоянии от берега Камчатки земли, повернул обратно, обогнул м. Лопатку и 3 июля зашел в Большерецк. Через 20 дней был уже в устье р. Охоты, откуда и направился в обратный путь, в Петербург, в который прибыл 1 марта 1730 г. Здесь он представил правительству свой журнал, карты и два предложения, в которых, между прочим, высказывал желание о снаряжении новой экспедиции для исследования сев. и сев.-вост. берегов Сибири. Адмиралтейств-коллегия, которая рассматривала его журнал и карты, хотя и не совсем доверяла сделанному открытию Беринг Витус, тем не менее в виду "трудности экспедиции" исходатайствовала ему чин капитан-командора и денежную награду — в размере 1000 рублей. Одобрены были сенатом и адмир.-коллегией и "предложения" Беринг Витус, а за этим одобрением последовало (28 дек. 1732 г.) и высочайшее разрешение назначить новую экспедицию, известную под именем второй камчатской экспедиции. Целью ее было поставлено исследовать берега Ледовитого океана от Двины на В. до пролива между материками и морем проплыть в Америку. Для лучшего выполнения этой цели экспедиция разделилась на несколько отрядов. Один из них, под начальством Муравьева и Павлова, занялся исследованием берегов от у. Двины до Оби. В течение 1734—35 гг. им удалось дойти только до Мутной губы. В след. году Муравьева, отданного под суд вместе с Павловым за "непристойные проступки", сменил лейтенант Малыгин, который в 1737 г. (?) сентября достиг наконец устья р. Оби.

Другой отряд, которому было назначено проплыть от у. р. Оби до Чукотского Носа, находился под начальством лейтенанта Овцына. Но последнего как-то постоянно заставала зима в момент отплытия, и в течение всех трех годов (1735—1737 г.) ему только в последний год удалось вверх по Оби добраться до 72° 30' с. ш. Из других участников этого отряда, выступавших для самостоятельных исследований, следует указать на лейтенанта Прончищева, которому удалось добраться до у. Таймыра (1736 г.), Лассениуса, погибшего вместе с значительной частью своего отряда в Харудах, между Яной и Индигиркой (1735 г.), и лейтенанта Лаптева, имеющего едва ли не более всех участников (после Чирикова) Второй камчатской экспедиции прав на память о нем, как о энергичном, деятельном и счастливом путешественнике. После неудачной попытки в 1736 г. пробраться из Якутска в Камчатку, что имел в виду и Лассениус, Лаптев по предписанию сената в 1739 г. 29 июня вышел из Лены и в конце августа достиг у. Индигирки, зимовал здесь и с наступлением лета поплыл вдоль берегов до Колыми, откуда в 1740 г. пришел пешком через Анадырский острог в Якутск. Наконец, выполнение, так сказать, третьей задачи — проплыть морем в Америку — легло на самого Беринга. Он выступил из Петербурга в начале 1733 г., но за дальностью пути, медленностью в перевозке множества припасов и, наконец, вследствие препятствий, встреченных в Охотске при строении четырех мореходных судов, мог выйти в море из Охотска только в сентябре 1740 года. Придя в Петропавловскую гавань, он остался здесь зимовать. 4 июня 1741 г. вышел Беринг Витус в море на двух судах: "Петр" и "Павел", из которых одним командовал Чириков. На предварительном совете решено было держаться юго-вост. направления до тех пор, пока не встретят земли. Но, не встретив ее и под 50° ш., они поворачивают прямо на В. Вскоре их разлучает буря, и они продолжают плыть отдельно, не увидевшись уже более никогда. В этом восточном направлении Чирикову первому посчастливилось встретить землю — 15 июля под 56°, а Берингу — 18 июля, под 58° 28' с. ш. После того, как посланные на берег люди не вернулись, а другой высадки за недостатком гребных судов сделать нельзя было, Чириков повернул обратно к Камчатке. Беринг между тем открывает бухту Св. Илии, представляющую совершенно безопасную гавань, соседние с неизвестным ему материком острова, крейсирует недалеко от берегов на неизвестном море в течение сентября и октября, когда свирепствовала сильная буря, и наконец решается идти в обратный путь, в Камчатку. Этот обратный путь стоил жизни многим членам экспедиции и самому командиру. Страшная буря и ветхость судна и снастей сделали его игрушкой ветра, а недостаток в съестных припасах, пресной воде, болезни и холод лишили возможности плавающих не только бороться с ветром, но исполнять самое необходимое на корабле. В таком беспомощном состоянии он был сначала прибит к подводной скале, а затем нахлынувшая волна перебросила судно через риф на тихое место, где на 4 ½ саженях глубины и в 300 с. от берега опустили якорь на песчаное дно. Это был остров Авача, который теперь называется Беринговым. Он расположен в 185 км от Камчатки, под 55° 17' с. ш. и 165° 46' з. д. (от Гринвича), принадлежит к береговой области Сибири, пространством около 1600 кв. км, безлесен и неплодороден, но богат пушными зверями. Он со всех сторон окружен подводными камнями и только в одном месте имеет свободный, но узкий проход. Сюда-то именно и попало судно Беринг Витус С трудом высадились на него путешественники, не зная, где они находятся и как отсюда попасть в Камчатку, почти совершенно лишенные съестных принасов и страдающие от разных болезней. Эти причины свели в могилу очень многих из них и вместе с тем самого Беринга, скончавшегося 8 декабря 1741 г.

Оставшиеся в живых спутники Беринг Витус почтили своего командора, как могли: вынули его тело из ямы, в которой он стоял, по пояс заваленный песком от холода, предали земле и над могилой поставили деревянный крест, замененный в 1822 г. памятником; в 1866 г. был ему поставлен другой памятник, в Петропавловске. Так окончил свою жизнь первый русский мореплаватель. Витус Беринг Витус, человек довольно образованный по тому времени, набожный, всеми любимый за свою "кротость и смирение", но весьма неэнергичный и несмелый путешественник, который, по словам Штеллера, его спутника, был более способен "с примерной ревностью и усердием исполнять поручения начальства" и "нередко сам признавался, что вторая Камчатская экспедиция свыше сил его". Скажем еще несколько слов о дальнейшей судьбе спутников Беринг Витус Питаясь мясом морских животных (бобров, морских котов и др.), они прожили здесь до августа следующего года (1742). Наконец решили из остатков разбитого корабля построить новый и на нем в начале августа выехали в море. 25 числа этого месяца они увидели берег Камчатки, а 27 бросили якорь в Петропавловском порте. В 1743 г. они прибыли на своем судне в Охотск, отсюда направились в Петербург, которого достигли далеко не все выступившие из Охотска. Последними вернулись в Петербург Чириков (1747) и Уессель (1749). Несмотря на многочисленные трудности, по большей части непреодолимые по тогдашним средствам, эта экспедиция значительно расширила географ. сведения о берегах Ледовитого океана, низовьях больших сибирских рек, познакомила также с этнографическими особенностями обитателей Сибири и показала возможность плавания по Ледовитому океану вдоль берегов в течение летнего времени. Ср. "Заслуги Петра В. по части распространения географических познаний" (Зап. Имп. русск. геогр. общ.", т. III); В. Н. Берх, "Первое морское путешествие Россиян"; его же, "Жизнеописание Беринга" ("Русский архив", 1823 год, кн. VI); Соколов, "Беринг и Чириков" ("Сев. пчела", 1849 г., № 98—99); "Первая камчатская экспедиция" ("Зап. Гидрограф. департамента", т. VIII и "Отеч. зап.", 1851 г., 3); ст. Стренцеля, "Русские экспедиции" ("Кронштадтский вестник", 1876 г., 78—127); Вахтин, "Первые труженики моря" (СПб., 1890).

Смотрии так же...