Астролябия

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АСА
АСБ
АСВ
АСГ
АСД
АСЕ
АСИ
АСК
АСЛ
АСМ
АСН
АСО
АСП
АСС
АСТ
АСУ
АСФ
АСХ
АСЦ

Астролябия (от греческих слов: άστρον - светило и λαμβάνω - беру), планисфера, аналемма - угломерный снаряд, употребляющийся для астрономических и геодезических наблюдений. Астролябия применялась Гиппархом для определения долгот и широт звезд. Она состоит из кольца, которое устанавливалось в плоскости эклиптики, и перпендикулярного к нему кольца, на котором отсчитывалась широта наблюдаемого светила, после того как на него были наведены диоптры инструмента. По горизонтальному кругу отсчитывалась разность долгот между данным светилом в каким-нибудь другим. В позднейшее время Астролябия была упрощена, в ней был оставлен только один круг, посредством которого мореплаватели отсчитывали высоту звезд над горизонтом. Круг этот подвешивался на кольце в вертикальной плоскости, и посредством алидады, снабженной диоптрами, наблюдались звезды, высота которых отсчитывалась на лимбе, к которому впоследствии приделывался нониус. Позднее вместо диоптр стали употреблять зрительные трубы, и, постепенно совершенствуясь, Астролябия перешла в новый тип инструмента - теодолит, который и употребляется теперь во всех тех случаях, когда требуется некоторая точность измерений. В землемерном искусстве Астролябия еще продолжает применяться, где при достаточно тщательной градуировке она позволяет измерять углы с точностью до минут дуги (см. Съемка).

Астролябия

Квадрант и секстант суть простые видоизменения Астролябия, употреблявшиеся долгое время для астрономических наблюдений; последний еще до сих пор пользуется широким применением в морском искусстве. Первое применение Астролябия к мореходству упоминается в связи с королем португальским Иоанном, который пожелал, чтобы было указано верное средство для избежания потери пути в море. Врачи Иосиф и Родерих и одновременно с ними Мартин Бегайм из Нюрнберга предложили употреблять для этой цели Астролябия, посредством которой можно было определять путь корабля в море без помощи магнитной стрелки. В новейшее время Астролябия совершенно вытеснена в морских наблюдениях секстантом.

Смотрии так же...