Англосаксы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АНА
АНВ
АНГ
АНД
АНЕ
АНЖ
АНЗ
АНИ
АНК
АНН
АНО
АНР
АНС
АНТ
АНУ
АНФ
АНХ
АНЦ
АНЧ
АНШ
АНЬ
АНЭ
АНЮ

Англосаксы

историки дают это название немецкому племени англов и саксов, к которым примкнули и юты. Эти племена, жившие по нижнему течению реки Эльбы (Лабы) и Везера, в первый раз в 449 г. под предводительством Генгиста и Горзы, а потом во второй раз в V же в. переселились в Британию и поработили Англию (См. Великобритания) . Юты поселились в Кенте, англы заняли северную, а саксы южную и среднюю часть страны. С течением времени из соединения маленьких общин образовалось семь или восемь королевств, или т. н. англосаксонская гептархия, а именно: образовавшиеся из соединения Берниции и Деиры Нортумбрию, Кент, Суссекс, Вессекс, Эссекс, Остангельн и Мерсию Эгберт из Вессекса соединил 827 г. в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland, т. е. земля англов). Титул бретвалда, т. е. широко властвующего, носили сначала короли Мерсии, потом он перешел к могущественным королям Вессекса и, наконец, был уничтожен Эгбертом. Во время войны с кельтскими-уэльскими и шотландскими князьями бретвалду передавалась верховная власть над всеми или же над некоторыми англосаксонскими государствами. После датского погрома Альфред снова восстановил государство на таких же основаниях, которые выработались и у остальных германских племен. Только эти основания у англосаксов развились самостоятельнее, чем у тех германских племен, которые, сблизившись с римлянами, познакомились с государственным римским устройством, и с римской цивилизацией во главе явился вместо германского герцога (Heretoga) король (Cyning, Cyng), сыновья которого и ближайшие родственники исключительно образовали родовое дворянство (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Во время мира король был окружен своими приближенными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тегов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну. Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались серлы и по большей части оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (т. е. хлебной господин, откуда произошло слово лорд). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности по высоте пени за убийство. Последняя соразмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.

Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятни (Теоthung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятней образовали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман. В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gem ô te) "мудрейших", т. е. танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание было созываемо каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witen agemô te или Micelgem ô te (т. е. большое собрание) епископов и знатных светских людей. — Христианская религия быстро распространилась между англосаксами; впервые туда был послан папою Григорием I св. Августин — первый кентерберийский епископ, который в конце VI в. проповедовал христианство у Этельберта, кентского короля и мужа Берты, крещенной уже прежде дочери франкского короля. После того в 664 г. на синоде, собранном королем Освайном, было провозглашено единство британской церкви с римско-католической, затем в 668 г. Феодор, архиепископ Кентерберийский, ввел везде богослужение по рим. кат. чину и первый был возведен в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись: йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах, в присутствии короля и вельмож, до VIII в. создавали основы управления англосакскою церковью без влияния римского папы. Несмотря на все попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосакскую церковь своей власти, только в Х в. удалось св. Дунстану расширить влияние пап в Англии. Впрочем, англосакское духовенство не менее ирийского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех славился в этом отношении преподобный Беда (Beda Venerabilis). Св. Бонифацию и многим другим англосакским и ирийским, называвшимся тогда шотландскими, духовным принадлежат большие заслуги при распространении христианства в Германии. Ср. об англосак. церкви Соамеса, "The Anglo-Saxon church" (Лондон, 1885) и "The Latin church during Anglo-Saxon times" (Лонд., 1849); Лингард, "The antiqu i ties of the Anglo-Saxon church" (Ньюкэстль, 1810; немецкий перевод в Бреславле, 1847). Лучше всего история англосаксов и их общественное устройство представлено у Тернера, "History of the Anglo-Saxons" (6 изд., 3 т., Лонд., 1852); Пэльгрэва, "The rise and progress of the English Commonwealth" (2 т., Лонд., 1832) и его же "History of the Anglo-Saxons" (Лонд., 1872); Лаппенберга, "Geschichte von England" (Гамбург, 1834); Кембля, "The Anglo-Saxons" (2 т., Лонд., 1848; немецкий перевод Брандеса, 2 т., Лейпц., 1 852—54) и у Стебба, "The constitutional history of England" (3 изд., Лондон, 1880).

Смотрии так же...