Эннодий

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭНА
ЭНВ
ЭНГ
ЭНД
ЭНЕ
ЭНЗ
ЭНИ
ЭНК
ЭНМ
ЭНН
ЭНО
ЭНР
ЭНС
ЭНТ
ЭНУ
ЭНФ
ЭНХ
ЭНЦ
ЭНЫ
ЭНЬ

Эннодий (Магн Феликс Ennodius) — христианский писатель. Родился около 474 г. в Арле, но рано переселился в Северную Италию, где занимался риторикой и впоследствии долго преподавал ее. Когда расстроился брак Эннодий с богатой невестой, постригшейся в монахини, Э также поступил в духовное звание и был посвящен в Милане во диакона. О всех этих событиях он рассказывает в автобиографическом сочинении, написанном в виде молитвы и своим содержанием напоминающем исповедь блаж. Августина. В 501—502 гг. Эннодий принимал участие в римском синоде, который должен был уладить раздоры между церквами западной и восточной, и защищал впоследствии решение этого синода в весьма резком и энергичном сочинении. Вскоре по возвращении из Рима Эннодий сказал похвальное слово Теодориху Вел., с большим одушевлением прославляя не столько его воинские подвиги, сколько его интерес к высшей культуре, искусству, наукам и религиозность. В 512 или 513 г. Эннодий получил в Павии (древн. Ticinum) сан епископа. Из дальнейшей жизни Эннодий известно, что папа Гормизд, которому Эннодий некогда предсказал в письме избрание его наместником ап. Петра, два раза (в 515 и 517 гг.) посылал Эннодий к императору Анастасию в Константинополь, чтобы уладить раздоры между церквами греческой и римской. Умер Эннодий в 521 г. — Эннодий много писал как прозой, так и стихами. Из большого количества произведений первого рода, кроме уже упомянутых, особенного внимания заслуживает собрание писем, в 9 книгах. Переписка Эннодий свидетельствует об его многостороннем образовании и большой стилистической плавности и легкости, но, согласно духу времени, она отнюдь не лишена фразерства и риторичности. Круг адресатов Эннодий очень обширен: у него были связи при бургундском дворе, он писал утешительное послание епископам, которых вандалы прогнали из Африки, — но наиболее видное место в переписке занимают послания к знатным римлянам, напр., к папам Симмаху и Гормизду, к бывшему консулу Фаусту и его многочисленной родне. Из этих писем видно, что высшее общество тогдашнего Рима проявляло значительный интерес к литературе и науке. Особенно старался Эннодий привить эти вкусы молодым патрициям. Весьма характерно в этом отношении написанное отчасти прозой, отчасти стихами наставление Эннодий двум ученикам его, Амвросию и Беату, которые отправлялись для завершения своего образования в Рим. Из остальных прозаических сочинений Эннодий выдаются биография епископа г. Тицина, Епифания, две удачные речи на благословение пасхальной свечи, любопытная в культурном отношении просьба об освобождении раба и 28 dictiones, т. е. краткие речи школьно-риторического характера. — Стихотворений Эннодий сохранилось 2 книги. В первой из них из 21 более или менее значительных произведений более половины (12) составляют написанные в подражание св. Амвросию церковные гимны, свидетельствующие о полном почти отсутствии у Эннодий поэтического таланта: они весьма сухи и искусственны и потому не попали в состав церковного богослужения, для которого, по-видимому, предназначал их автор. Несколько более удались Эннодий другие стихотворения, написанные на разные случаи. Любопытнее прочих брачная песнь (epithalamium) некоему Максиму, в которой, между прочим, выступает обнаженная Венера, а Амур жалуется ей на то, что холодная девственность распространяется все более и более. Это показывает, что Эннодий, который тогда был уже диаконом, слабо еще усвоил себе догматы христианства. Довольно интересны также, хотя весьма мало поэтичны, стихотворения, описывающие путешествия Эннодий в Коттские Альпы и по разлившейся реке По. Строго церковный характер, кроме гимнов, имеет только панегирик епископу Епифанию, но чрезмерная напыщенность отнимает всякий интерес у этого произведения. Вторая книга состоит исключительно из эпиграмм (151). И здесь, наряду с христианскими эпитафиями и надписями к разным церковным постройкам, встречаются, совершенно в духе Марциала, хотя без его остроумия, стихотворения против сладострастных старух, евнухов и развратников, и целых 5 эпиграмм посвящены мифу о страсти Пазифаи к быку. Таким образом, литературная слава Эннодия основывается исключительно на его прозаических произведениях. Подобно Сидонию (см.), он является одним из "типичных представителей соединения двух литературных течений: языческого и христианского" (Эберт). Издания текста Эннодий: J. Sirmond (Пар., 1611), G. Hartel (Вена, 1882, в серии "Corpus scr. eccles. lat.", VI), Fr. Vogel (Берл., 1885, в серии "Monom. hist. Germ.", auct. ant, VII). Об Эннодий см. M. Fertig, "E. und seine Zeit" (Пассау, 1855—58); F. Magani, "Еnnоdio" (Павия, 1886). A. Dubois, "La latinit é d' E. Contribution a l'étude du latin littéraire à la fin de l'rempire romain d' Occident" (Пар., 1903).

A. М—н.

Смотрии так же...