Экзегеты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Э ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЮ ЭЯ
ЭКА
ЭКБ
ЭКВ
ЭКГ
ЭКД
ЭКЕ
ЭКЗ
ЭКИ
ЭКК
ЭКЛ
ЭКМ
ЭКН
ЭКО
ЭКР
ЭКС
ЭКТ
ЭКУ
ЭКХ
ЭКЦ
ЭКШ
ЭКЮ

Экзегеты (εξηγετίς — истолкователь). — В древние времена предметом толкования были загадочные изречения оракулов, традиции, смысл которых становился неясным для последующих поколений, а также законодательные нормы, которые в силу неприспособленности языка, стремления к лаконизму стиля, а иногда, может быть, и преднамеренной неопределенности требовали особых комментариев для осуществления в жизни. Так как подобное комментирование давало комментатору возможность оказывать субъективные — личные или классовые — влияния на толкование, то с самого раннего периода греческой истории господствующий класс — т. е. аристократия — стремился захватить в свои руки право на истолкование. В руках партии оно было довольно сильным орудием. Известно, напр., как воспользовался им Фемистокл, который при помощи удачного объяснения загадочного ответа Дельфийского оракула (спасение Афин — деревянные стены) убедил сограждан создать флот. IIервоначально Экзегеты, истолкователь оракулов, хотя и был официальным лицом в Афинах, но, кажется, не носил официально этого имени. Во времена империи должность Экзегеты — уже официальная — принадлежала наиболее знатным семьям. Один из них избирался из рода Эвмолпидов, другой — вообще из эвпатридов. Кроме непосредственно вытекающих из самого термина функций, на Экзегеты возлагались еще и другие сакральные обряды, напр. обряд очищения убийц. В Спарте был Экзегеты для истолкования законов Ликурга (εξηγετής τών Λικουργείων); аналогичная должность существовали в Сиракузах (Εξηγετής τών Συρακουσιων). Сверх того, название Экзегеты носили обыкновенные проводники, показывавшие достопримечательности данного города за деньги. Некоторые из них издавали путеводители, иногда даже в стихах. Таковы были сочинения Ликия об Аргосе, Аристарха об Олимпии и др. В некоторых городах такие Экзегеты-проводники были авторизированы городскими властями. Их рассказы занимали довольно видное место в ряду источников древних географов. Они сами сознавали, как мало удовлетворительны и достоверны сообщаемые ими сведения, иной раз приноровленные к запросам туристов (Павзаний); тем не менее ими пользовались в значительной мере. В Александрии звание Экзегеты было связано с функциями, совершенно несходными с вышеуказанными: там этот титул носил медицинский инспектор, хранитель одного из отделений музея (έξηγετής ό έπι τών ίατρών). Cp. Petersen, "Ursprung und Auslegune des heiligen Rechts bei den Griechen" ("Philologus", Supplement, т. I, 1859).

З. C—cкий.

Смотрии так же...