Шеридан, Ричард Бринслей

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШЕА
ШЕБ
ШЕВ
ШЕГ
ШЕД
ШЕЕ
ШЕЗ
ШЕИ
ШЕЙ
ШЕК
ШЕЛ
ШЕМ
ШЕН
ШЕО
ШЕП
ШЕР
ШЕС
ШЕТ
ШЕУ
ШЕФ
ШЕХ
ШЕШ
ШЕЯ

Шеридан,Ричард Бринслей (Sheridan) — знаменитый английский драматург и политический деятель; родился в Дублине 30 октября 1751 г., умер в Лондоне 7 июля 1836 г. Комедия Шеридан "Школа злословия" — единственная действительно живая пьеса английского репертуара конца XVIII в. Она ставится на английских сценах и до сих пор. Некоторый интерес представляют и другие две комедии Шеридан: "Соперники" и "Критик". Этим почти и исчерпывается все его литературное наследие. Непроизводительность Шеридан как драматурга объясняется, может быть, тем, что театр всегда был для него не целью, а средством. Природное, чисто ирландское остроумие с первых же шагов доставило ему успех и известность, но как только то и другое было достигнуто, он перенес весь свой интерес на другое поприще. Отец Шеридан был актер, соперник Гаррика, приятель Джонсона. Мать Шеридан была писательница, автор романов и комедии "Открытие", в которой Гаррик нашел себе одну из своих лучших ролей. Театр был, таким образом, главным оплотом благосостояния родителей Шеридана, но честолюбие их заставляло смотреть на него лишь как на переходную ступень к литературе и лучшему положению в обществе. Совершенно так же отнесся к театру и молодой Шеридан, когда оказалось необходимым искать себе заработок. Случилось это немедленно после его женитьбы на девице Линлей, известной красавице и певице, дочери музыкального антрепренера Линлея; Шеридан увез ее из родительского дома и тайно обвенчался с ней в Кале. Когда 23-летний Шеридан и его семнадцатилетняя жена поселились в Лондоне, единственными средствами их были 3000 фунтов. Жена Шеридан могла бы продолжать петь в опере, но это казалось Шеридан унизительным, и он предпочел открыть светский салон, в который ее пение привлекало бы избранное общество. При таких затеях надо было искать выгодного заработка. Шеридан легко сочинял стихи, в большинстве случаев светские, и имел огромный успех как салонный остряк. Столкновение с прежними многочисленными женихами его теперешней жены подсказало ему сюжет для комедии. Так возникли "Соперники", полные воспоминаний о недавнем прошлом сезоне в Бате. На первом представлении пьеса эта провалилась (17 января 1775 г.), но после некоторых переделок имела громкий успех. Как драматург, Шеридан возвращался к Конгриву и Фаркюгару, к так называемой драме ранней Реставрации. Он порывал с сентиментализмом Стиля и шел в этом отношении за Футом и Голдсмитом. В его комедии театр переставал быть холодно морализующим и напыщенно слезливым. Остряк и светский повеса, Шеридан вдохнул в него жизнь и постоянную веселость. Вслед за "Соперниками" Шеридан поставил в том же сезоне фарс: "День св. Патрика". Вероятно, при помощи жены и в сотрудничестве со старым Линлеем он к ноябрю того же года скомпилировал оперу "Дуэнья". Первый год писательской деятельности Шеридан был, таким образом, особенно продуктивен. В результате получились и значительные денежные средства. Быстрыми шагами пошел Шеридан к той широкой жизни, о которой мечтал. Комплимент д-ру Джонсону, вставленный Шеридан в пролог к трагедии Саваджа "Сэр Томас Овербери", открыл ему двери в литературный клуб.

В 1776 г. Шеридан вошел в часть с Гарриком в театре "Дрюри-Лейн". С судьбой этого театра связана вся остальная жизнь Шеридан Для этого театра была им написана его знаменитая "Школа злословия"; тут же был игран и "Критик", этот злой ответ завистникам Шеридан, обвинявшим его — как думают теперь историки литературы, совершенно несправедливо — в плагиатах. Истинного увлечения сценой у Шеридан, однако, никогда не было; не было и истинной любви к искусству вообще. В эти годы восстановления Шекспира, живя и работая с тем самым Гарриком, который впервые заставил понять величие "Гамлета" и "Макбета", Шеридан относился с холодным равнодушием к гениальному поэту. Как директор театра, он выказывал денежную изворотливость, останавливая своей неотразимой улыбкой сердитых кредиторов, умел со всеми ладить и быстро направлять дело, но каких-либо определенных артистических целей, по-видимому, не преследовал вовсе. "Критик" был последней его комедией. Говорят, будто актер Келли сказал однажды Шеридан, что он не пишет из страха перед автором "Школы злословия", которого не надеется превзойти. Истинная причина его молчания заключается скорее в том, что Шеридан больше всего любил жизнь, со всем, что в ней веселого и блестящего, а легко дававшееся ему литературное дело, может быть, даже и недолюбливал, по лени и отсутствию истинно артистических интересов. Может быть, именно этой антилитературностью Шеридан и объясняется особая живость его комедий, пробивающаяся даже сквозь тяготеющую над ними ложноклассическую условность.

С конца 70-х годов начинается деятельность Шеридан как члена палаты общин, где он занял место на скамьях оппозиции, среди вигов. Он был в то время близок к Бёрку и Фоксу, а противником имел Питта, только что начинавшего свою политическую карьеру. В начале на Шеридан, по-видимому, его друзья возлагали большие надежды; во время непродолжительного министерства Фокса он занимал должность секретаря казначейства. Главная сила Шеридан и на политической арене заключалась в быстроте реплики и остроумии, то злом, то добродушном. 7 февраля 1787 г., 3, 6 и 10 июня 1788 г. Шеридан произнес свои знаменитые речи против Варрен Гастингса по делам Индии и имел самый блестящий ораторский успех. Но это было первым и последним серьезным вмешательством Шеридан в политику. Его политической карьере особенно мешало то, что, сблизившись, как виг, с тогдашним принцем Валлийским, Шеридан, по-видимому, зашел слишком далеко в своей услужливости и не сумел себя поставить при дворе. От него одновременно отвернулись и его политические друзья, и сам принц, на личное расположение и благодарность нельзя было возлагать и малейшей надежды. На вопросе об отношении к французской революции партия вигов распалась. Шеридан своими неуместными сарказмами, заняв место между враждовавшими Фоксом и Берком, только ухудшал положение. С этого момента он утрачивает всякое влияние и всякое значение. Когда после смерти Фокса Шеридан захотел занять его место в палате в качестве депутата от Вестминстера, это было ошибкой, приведшей лишь к тому, что он перестал заседать в палате общин.

Дела театра "Дрюри-Лейн" шли неважно. Успех переделанных Шеридан "Испанцев в Перу" Коцебу (под названием "Писарро", 24 мая 1799 г.) не могли исправить положение вещей. Долги возрастали, и изворотливость Шеридан лишь способствовала тому, что окончательная катастрофа все откладывалась. В сущности, еще в 1795 г., когда, после смерти первой жены, Шеридан вторично женился на мисс Огль, он уже был совершенно разорен. Может быть, не случись рокового пожара, в котором сгорел его театр, банкротство Шеридан обнаружилось бы лишь после его смерти, но сын его от первого брака хорошо уже понимал, что рассчитывать ему на какое-либо наследство невозможно. Катастрофа в делах Шеридан наступила, когда ему оставалось жить лишь несколько месяцев. Потеря места в парламенте и утрата покровительства принца Валлийского заставили его даже отведать долговой тюрьмы. Поступки Шеридан стали тоже небезупречны. Принц Валлийский, теперь регент, дал ему 3000 фунтов на избирательную компанию, — но деньги эти пошли на уплату долгов. После пожара своего театра (1809) Шеридан чувствовал себя совершенно надломленным человеком. Энергия и изворотливость исчезли, а кредиторы становились неумолимы. Шеридан умер в пустом доме, где все имущество было продано с молотка, совершенно одинокий и забытый. Уже на смертном одре он получил две-три ничтожные подачки от своих бывших друзей и, между прочим, от принца Валлийского.

Собрания сочинений Шеридан вышли в 1873 и 1874 гг. Драматические его произведения издавались множество раз, в "Bonn's Standard Library", в "Morley's Universal Library" с предисловием Генри Морлея" (Л., 1883), в "Cassell's National library", в "Bohn's select. library" и проч., а также отдельно, в 1890 г. Речи его по делу Вар. Гастингса изданы в 1859—61 гг. О нем см. Moore, "Memoirs of the lif e of the R. Hon. R. B. Sh." (Л., 1825); Nicoll, "Great Orators" (Эдинбург, 1880); Weiss, "R. B. Sh. als Lustspieldichter" (Лейпциг, 1888); Lloyd С. Sanders, "Life of E. B. Sh." ("Great Writers"); по-русски "Школа злословия" и "Соперники" переведены Ветринским (изд. журнала "Пантеон Литературы", СПб., 1893) и З. А. Венгеровой ("Мир Божий", 1893); "Школа злословия" переведена П. И. Вейнбергом (СПб., 1894); о нем см. у Дружинина, "Критические статьи" (т. IV); А: П—ва, "Шеридан" в "Русской Мысли" (1892, № 5); З. А. Венгерова, "Шеридан" в "Мире Божием" (1893, № 8).

Е. Аничков.

Смотрии так же...