Четки и лестовка

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ч ЧА ЧЕ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧЕБ
ЧЕВ
ЧЕГ
ЧЕД
ЧЕЗ
ЧЕИ
ЧЕЙ
ЧЕК
ЧЕЛ
ЧЕМ
ЧЕН
ЧЕО
ЧЕП
ЧЕР
ЧЕС
ЧЕТ
ЧЕХ
ЧЕЧ
ЧЕШ

Четки и лестовка — Четки — это круглая нитка или шнурок с нанизанными на нее деревянными, стеклянными, костяными, янтарными и иными зернами (шариками), увенчанная крестом; есть также Четки и лестовка, отдельные звенья которых соединены металлическими крючками. Назначение их — служить пособием для счета молитв и поклонов, на что указывает и самое название их "четки", от глагола "честь", "считать". Употребление их в православной церкви присвоено лишь монашествующим лицам обоего пола и архиереям. Лестовка — это круглый ремень, имеющий вместо креста 4 лапостка (ладонки), между лапостками 7 передвижек, затем 9 ступенек кожаных (по 3 ступеньки по обоим концам лестовки + 3 больших в середине ее) и 100 так называемых "бабочек" (кожаных пластинок, узлов, ступенек). Лестовка сохранилась в употреблении у наших раскольников и единоверцев: по ней те и другие кладут поклоны, следовательно, назначение ее такое же, что и Четки и лестовка

Предание, хранящееся в наших монастырях, относит происхождение Четки и лестовка ко времени преподобного Пахомия Великого, основателя монашеского общежития. Среди многочисленных учеников Пахомия, живших в его обители, было много неграмотных, которые не знали других молитв, кроме Иисусовой. Эту молитву и обязал их преподобный произносить ежедневно определенное число раз и сопровождать ее поклонами; для счета же тех и других дал неграмотным монахам "верви" (веревки) с узлами. Эти "верви" и были прототипом теперешних Четки и лестовка С течением времени Четки и лестовка вошли во всеобщее употребление среди монашествующих. Это случилось тем скорее, что каждый монах ежедневно должен был, по уставу, выполнять положенное число поклонов и молитв и, следовательно, нуждался в простом, но удобном орудии для счета тех и других. На давнее происхождение Четки и лестовка указывает сохранившееся употребление их в православной, католической и других церквах. Названия Четки и лестовка у греков (όρόδινοςστέφανος), латинян (astragalus), французов (rosaire, chapelet), немцев (Rosenkranz) и др. оттеняют круглую их форму, удобнейшую для наматывания на руку. Лестовка, с ее особым устройством и символическим значением, есть позднейшее видоизменение Четки и лестовка См. "Миссионерское Обозрение", 1900, июль-август (стр. 121-124).

Четки буддийские (санскрит. акчамала, тибетск. тен-ва, монгол. эрикэ) — составляют одну из главных принадлежностей костюма ламаистского духовенства, играя важную роль в ламаистском ритуале. Они начали входить в употребление у буддистов со времени возникновения учения о мистических изречениях (тарпи); наибольшего распространения достигли в Японии и среди ламаистов (в Тибете, Монголии и у наших инородцев), где они имеются также и у светских лиц, употребляющих Четки и лестовка, между прочим, и в обыденной жизни, для счета. Ламаистское духовенство никогда не расстается с Четки и лестовка, ведя по ним счет прочитанных молитв и заклинаний (особенно известного ом-мани-пад-мэ-хум). При богослужениях ламы обыкновенно кладут Четки и лестовкаперед собой, снимая их с руки. Четки и лестовка состоят из 108 одинаковых шариков, разделяемых иногда (например, в Монголии) на 9 отделений шариками другого цвета или большей величины. Шарики выделываются из разного материала: у богатых лиц бывают из золота, драгоценных камней или жемчуга.

Подробное описание Четки и лестовка и их употребления см. Waddell, "Buddhism in Tibet or Lamaism" (стр. 202-210, 150-151).

Смотрии так же...