Чербери

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ч ЧА ЧЕ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧЕБ
ЧЕВ
ЧЕГ
ЧЕД
ЧЕЗ
ЧЕИ
ЧЕЙ
ЧЕК
ЧЕЛ
ЧЕМ
ЧЕН
ЧЕО
ЧЕП
ЧЕР
ЧЕС
ЧЕТ
ЧЕХ
ЧЕЧ
ЧЕШ

Чербери (лорд Герберт Cherbury, 1582-1648) — английский философ; оставил любопытную автобиографию, найденную Орасом Вальполем и изданную в 1764 г. Автобиография заканчивается 1624-м годом; в эдинбургском издании ее (1809) добавлен рассказ о последних 24 годах жизни Чербери Вальполь не без основания видит в Чербери сходство с Дон-Кихотом и Платоном. Будучи хорошо образованным человеком, с большой семьей, с прекрасным положением в свете, Чербери ведет жизнь странствующего по Европе авантюриста и Дон Жуана; участвует в походах, но ищет на войне лишь удовлетворения мелкого тщеславия. В своей автобиографии он с большим самодовольством описывает свои любовные похождения и многочисленные поединки. С 1619 по 1624 г. Чербери был посланником в Париже. Здесь он написал большую часть своей книги "De veritate" и прочел ее Гроцию и теологу Тилению, которые советовали Чербери напечатать его произведение, что он и сделал в 1624 г. Жизнь Чербери по возвращении в Англию недостаточно хорошо известна. Он был дружен с Гассенди. Хотя Чербери жил одновременно с Бэконом и встречался с ним при дворе, но ни Бэкон не упоминает о Чербери, ни Чербери о Бэконе. К Бэкону Чербери должен был относиться враждебно; у них есть общие антипатии (к схоластике, к авторитету в сфере знания), но нет общих симпатий. Из автобиографии Чербери мы узнаем, что он весьма ценил сочинения Парацельса, Телезио и Патрици, но влияние их на Чербери не заметно. Чербери написал еще "De causis errorum", "De religione gentilium errorumque apud eos causis" и очерк истории Генриха VIII.

Коренной пункт учения Чербери состоит в отрицании воззрения на душу человека и в особенности на разум, как на неисписанную доску (tabula rasa). Человеческое сознание имеет свое собственное содержание, не заимствованное из опыта. Высший принцип познания Чербери находит в истине; истина вечна, всеобща и самоочевидна; истин столько, сколько различий в предметах; различия в предметах познаются врожденными человеческой душе способностями; в основе всех истин лежит одна — истина разума. Чербери признает четыре вида истины: истину предметную, истину явления, истину представления и истину разума, устанавливающую гармонию всех остальных видов. Душа сама в себе заключает в возможности истину, которая развивается под влиянием разнообразных условий. Таким образом, у Чербери ясно выражена идея априорного знания, которому Чербери приписывает признаки всеобщности и необходимости, почти в том же значении, какое впоследствии придал им Кант. Истина вложена в человеческую душу Божеством; она есть эманация Божества. Метафизическая теория Чербери дополняется психологическим анализом душевных способностей; этот анализ проведен с большой подробностью в книге "De causis errorum", в которой рассматриваются условия четырех видов истины и вместе с тем отклонения от них. На заглавном листке книги поясняется смысл ее: rectum index sui et obliqui (в истине указание на себя и на ложь); это изречение очень напоминает выражение Спинозы "verum est index sui et falsi". Весьма вероятно, что Спиноза был знаком с сочинениями Чербери Интересы Чербери — не исключительно философские; его волновали вопросы религиозные, и он старается обосновать религиозные положения чисто рациональным путем. В приложении к книге "De causis errorum" мы находим доказательство всеобщности следующих положений: бытия Бога, необходимости богопочитания, необходимости добродетели, необходимости покаяния, веры в бессмертие и воздаяние по заслугам. Несмотря на очевидную религиозность Чербери, его, как рационалиста, впоследствии стали обвинять в атеизме. Кортольд в 1680 г. издал в Киле книгу под заглавием " De tribus impostoribus" (Чербери, Гоббс и Спиноза). Эта книга дала повод к ошибочному обвинению Чербери в том, что он — автор знаменитой в средние века книги "De tribus impostoribus". Локк, в первой книге своего сочинения "О разумении", подробно опровергает учение о врожденных идеях, причем имеет постоянно в виду Чербери

См. Ch. Rémusat, "Lord Herbert de Cherbury, sa vie et ses oeuvres" (Париж, 1874).

Смотрии так же...