Циклопы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ц ЦА ЦВ ЦЕ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦТ ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦИА
ЦИБ
ЦИВ
ЦИГ
ЦИД
ЦИЕ
ЦИЗ
ЦИК
ЦИЛ
ЦИМ
ЦИН
ЦИО
ЦИП
ЦИР
ЦИС
ЦИТ
ЦИУ
ЦИФ
ЦИХ
ЦИЦ

Циклопы (Κύκλωπες, Cyclopes = круглоокие) — в космогоническом эпосе Гезиода порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой тучи с молнией, символическим образом которой является единый большой горящий глаз исполинов. На отношение Циклопы к атмосферному явлению грозы указывают имена их: Бронт (βροντή — гром), Стероп (στεροπή — молния) и Арг (άργής — яркий, сверкающий). За враждебное отношение к отцу они были низвергнуты в земную бездну — миф, в основе которого лежит представление об исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При посредстве их Крон победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть Крона; Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовыми стрелами. Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына, Асклепия, Аполлон, разгневанный на Циклопы за то, что они были в этом деле пособниками Зевса, умертвил их. Циклопы, о которых сообщает нам Гомер в Одиссее (VI и IX песнь), носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное представление о них, как об олицетворенных космических явлениях, сменилось теперь представлением этическим. Циклопы Одиссеи имеют божественное происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся. Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в то же время дики, грубы, жестоки; им неведомы законы, справедливость, отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, в пещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые с земледелием. Циклопы Полифем, которого Одиссея наделяет индивидуальными чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом (отсюда и его имя), и ростом; сила его такова, что он легко подии мает и швыряет камень, который едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость его безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный. Связь Циклопы с Посейдоном (по происхождению) и сближение его с морским исполином Орионом, которого, как Полифема — Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также с Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты Циклопы как морских божеств. На Истме приносили жертвы Циклопы наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими богами. Имя Циклопы Гереста может быть сближено с евбейским городом Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы природы вулканического и нептунического происхождения являются силами созидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в то же время устрояет землю и из морских глыб строит стены, дамбы и проч., постольку же и Циклопы считаются мифическими строителями. Им приписывается постройка названных по их имени циклопических (киклопических) стен, о которых нам сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь "чреворуких" Циклопы пришли из Ликии к Тирифскому царю Пройту и построили ему из громадных камней твердыни города. В позднейших сказаниях Циклопы фигурируют как божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие в мастерской Гефеста. Местопребывание их приурочивается то к вулкану — Этне на Сицилии, то к острову Лемносу и к Липарским островам, сохранившим следы вулканического происхождения. Полифем Одиссеи, как тип первобытного некультурного существа, в одном мифе, пользовавшемся большою популярностью, выступает в сентиментальной роли влюбленного, изнывающего по очаровательной и шаловливой Нереиде Галатее: этот миф получил поэтическую обработку в произведениях дифирамбика Филоксена, Каллимахи, Феокрита и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые трактовала стенная живопись. Ср. Schoemann, "Schediasma de Cyclopibus" (Б., 1859, "Opuscula Academica", IV 325 след.); W. Grimm, "Die Sage von Polyphem" (в "Abhand l. der Berl. Acadé mie", 1857, стр. 1 и след.); Preller, "Griechische Mythologie" (I т., стр. 621 и след., Б., 1894 — 1898).

Н. О.

Смотрии так же...