Цветник, в библиографии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ц ЦА ЦВ ЦЕ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦТ ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦВА
ЦВЕ
ЦВИ
ЦВО

Цветник, в библиографии — термин старинной русской библиографии: очень популярное общее название рукописных и старопечатных сборников неопределенного содержания, но определенного характера. Цветник состоят из мелких выписок, изречений, примеров и т. д., извлеченных из разных интересных статей. Уподобляя себя трудолюбивой пчеле, собирающей сладость различных цветов, старый книжник — переписчик, редактор, владелец рукописи — мог называть каждый сборник такого характера цветником. Поэтому сначала слово Цветник служило как бы украшающим эпитетом, как и другие названия сборников и изборников — "Златая Цепь", "Златая Матица", "Пчела", "Вертоград", "Рай", "Луг", "Крин" и т. п. В первом издании своей "Истории русской словесности древней и новой" А. Галахов смешал синодальный список Цветник 1665 г. с Синайским Патериком (стр. 249). Как указал Н. Тихонравов в отзыве о книге Галахова, эта ошибка могла произойти от неустойчивости названий самого Синайского Патерика, который назывался Λειμών, Λειμωνάριον ("Луг") или Νεός Παράδεισος, Νεόν Παραδείσιον ("Новый Цветник"). До XVII в. русские Цветник не имели вполне определенного типа, так как выбор статей и отрывков обусловливался личным вкусом древнерусского читателя: один составлял себе Цветник из поучений аввы Дорофея, другой выбирал "Цветы" из хронографов и Скитского патерика, третьему нравились народные произведения вроде "Беседы трех святителей". Обычай составлять для своего употребления Цветник держался у нас еще в прошлом веке. Повести и нравоучения, изложенные силлабическими виршами, соединялись иногда в сборник и назывались Цветник В московской синодальной библиотеке находятся два рукописные Цветник: один XVI в., содержащий краткие повести, притчи и поучения; другой составлен в 1665 г. Семеном Жюлевым из произведений, назначенных большей частью для народного чтения ("Сочинения" Н. С. Тихонравова, т. I, 30). То же самое мы находим и в старопечатных книгах, напр. в киевском издании 1628 г.: "Лимонарь, сиречь Цветник отца нашего Софрония патриарха Иерусалимского, составленный Иоанном иеромонахом". Co второй половины XVII в. начинают появляться Цветник в узком значении термина, как собрания выписок, справок и ссылок из разных статей, сделанные не столько для душеполезного чтения, сколько для полемических целей. Такие Цветник весьма обычны в старообрядческой письменности самого даже последнего времени, напр. описанные И. А. Бычковым в "Каталоге собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова" (вып. I и II, СПб., 1893), В. М. Ундольским в "Очерке слав.-русск. библиографии" (М., 1871), Д. Ровинским ("Русские народные картинки", т. III, 160, IV, 58, 568 и др.).

А. Я.

Смотрии так же...