Фергюсон, Адам

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Фергюсон, Адам (Ferguson, 1723—1816) — шотландский историк и философ-моралист. В 1745—54 гг. занимал должность проповедника при шотландских войсках, причем в одной опасной стычке выказал большое личное мужество; в 1759 г. занял кафедру физики, а с 1764 по 1785 г. был профессором нравственной философии в Эдинбургском унив.; позже путешествовал по Италии для окончания своего труда о римской республике. Известность ему доставил "Essay on the history of civ. society" (Лонд., 1767). Другие сочинения его: "Institutes of moral philosophy" (Лонд., 1769), "Observations on civil and political liberty" (Лонд., 1776), "Hist o ry of the progress of the Roman republic" (1805), "Principles of moral and political science" (Эдинбург, 1769), "Essays on the intellectual powers, moral sentiment, happiness and nation. felicity" (П., 1805). Труды Фергюсон по нравственной философии благодаря ясности и общедоступности изложения пользовались у современников его большой популярностью и переведены на многие иностранные языки, между прочим, и на русский (А. Фергюсон, "Наставления нравственной философии", пер. с англ. В. Сазонович, СПб., 1804; то же сочинение в том же году вышло в свет и в другом переводе, сделанном Брянцевым с немецкого перевода, под заглавием "Начальные основания нравственной философии"). В своем этическом миросозерцании Фергюсон, являясь предшественником Дюгальда Стюарта по кафедре нравственной философии в Эдинбургском унив., примыкает к шотландской школе, главным образом к Гетчесону и А. Смиту. Вместе с Гоббсом и Юмом он отводит в своей этической системе место эгоизму (self-interest) в качестве закона самосохранения, но в то же время, рассматривая человека как существо по преимуществу общественное, примыкает к Гетчесону и Смиту по той роли, которую отводит доброжелательству и симпатии. Принцип нравственной самооценки, намеченный уже А. Смитом, Фергюсон подчеркивает с полной определенностью и в качестве основания для него указывает на стремление к совершенствованию (perfection). В своих политических взглядах Фергюсон примыкает к Монтескье и является сторонником правового порядка и свободы. См. Small, "Memoir of Adam Ferguson" (Л., 1864).

Смотрии так же...