Гетчесон

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕА
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕУ
ГЕФ
ГЕХ
ГЕЦ
ГЕЧ
ГЕШ

Гетчесон (Francis Hutcheson, 1694—1747) — сын протестантского пастора в Северной Ирландии, был профессором нравственной философии в университете Глазго. Примыкая к Локку и Шефтсбёри, Гетчесон является вместе с тем предшественником шотландской школы — "здравого смысла" (common sense). Сочинения его: "Enquiry into the original of our ideas of beauty and virtue, 1720" (анонимное); "Essay on the nature and conduct of the passions and affections, with illustration of the moral sense"; "A system of moral philosophy", 1755, посм. изд.). Эти три сочинения были в свое время переведены на немец. язык. Незадолго до смерти Гетчесон издал по-латыни: "Philosophi a e moralis institutio compendiaria" (1745). Нравственность, по Гетчесон, основывается на данных человеческой природы. Способность суждения и умозаключения присуща нашему уму как его первоначальное данное, так точно и нравственное чувство или нравственный смысл (m oral sense) есть постоянная и первоначальная способность в нашей душевной природе. Это одно из трех независимых от воли высших чувств, посредством которых мы оцениваем вещи и явления. Два другие суть чувство красоты и гармонии и чувство чести и стыда, относящееся к тем или другим внешним качествам и действиям. Оценка по нравственному чувству имеет безусловное преимущество перед двумя другими, так как она относится к внутренним основаниям действий и явлений, именно к движениям воли. Из них нравственное чувство одобряет те, которые имеют характер бескорыстного благоволения к другим и ко всем, а также те, которые имеют в виду собственное совершенство данного лица. Нравственное чувство не порицает, впрочем, и себялюбивых стремлений воли, поскольку свое благо имеется в виду как часть целого.

Вл. С.

Смотрии так же...