Феодосий Грек

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Феодосий Грек — игумен Киево-Печерского монастыря (1142—1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Феодосий Грек, игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Феодосий Грек прибыл в Россию в первой четверти ХII в., вместе с одним из митрополитов-греков, жил при митрополии и после смерти игумена Пимена-постника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения. Исключение было сделано, вероятно, благодаря близости Феодосий Грек к бывшему черниговскому князю Николе Святоше, не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Феодосий Грек, а также к киевскому вел. кн. Изяславу II Мстиславичу (1146—49, 1151—54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Феодосий Грек (1148 г.). При Феодосий Грек имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Феодосий Грек вместе с новгородским епископом Нифонтом, знавшим сочинения Феодосий Грек Из книжных трудов Феодосий Грек известно переписанное ("списано") им житие св. Панкратия, патрона кн. Николы Святоши, переводы и самостоятельно составленные по греческим источникам полемические трактаты против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Феодосий Грек почти достоверно, и три — предположительно. К первой категории относятся: 1) перевод "богомудрой и догматической эпистолии" папы Льва I Великого к констант. патр. Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанный Феодосий Грек для черниговского кн. Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (изд. Бодянским в "Чтениях Общества Истории и Древн. Росс.", 1848, № 7); 2) "Сказание римские эпистолии", т. е. предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и "риторских книг", одобряет отречение от власти и принятие схимы кн. Николаем в 1106 году (Р. Зотов, "О черниговских князьях по Любецкому синодику", СПб., 1893, 24, 38, 261 — 262); 3) Ответ на "вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (изд. Макарием в "Ученых Записках II Отд. Акад. Наук", кн. II, вып. 2); 4) связанный с предыдущим трактат о значении празднования воскресения и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в "Вопрошениях Кирика" (А. Павлов, "Памятники древнерусского канонического права", СПб., 1880, 38); 5) "Слово отца нашего Феодосий Грек игумена печерского к Изяславу князю о латинах", с перечислением "латинских ересей" по пунктам (А. Яцимирский, "Из слав. рукописей", М., 1898, 1 — 27, 1 55). К второй категории принадлежат: 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод (мнение Е. Голубинского); 2) компилятивное "Поучение блаженного Феодосий Грек игумена печерского о казнях Божиих", часть которого внесена в Лаврентьевскую летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка); 3) "Поучение в субботу сыропустную", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н. Никольского) или митр. Илариону (мнение М. Покровского).

Литература. Макарий, "Преподобный Феодосий Грек Печерский, как писатель" ("Известия II Отд. Акад. Наук", IV, 273 — 293); Срезневский, "Сведения и заметки" (XXIV); А. Вадковский, "Так называемые поучения Феодосий Грек печерского к народу русскому" ("Правосл. Собеседник, 1878); Карнеев, "Вероятный источник Слова о среде и пятке" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1891, IX); Антоний, "Из истории христ. проповеди" (СПб., 1895); А. Шахматова "Киево-печерский патерик и печерская летопись " ("Известия Отд. русск. яз. и слов. Акад. Наук", 1897, кн. III); А. Яцимирский, "Мелкие тексты и заметки и т. д." (там же, 1899, кн. II); А. Лященко, "Заметка о сочинениях Феодосий Грек, писателя XII в." ("Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule f ür 1899—1900", СПб., 1900); В. Чаговец, "Преподобный Феодосий Грек печерский, его жизнь и сочинения" ("Известия Унив. св. Владимира", 1901, №№ 6 — 12); Г. Бельченко, "Преп. Феодосий Грек печерский" (Одесса, 1902; ред. Гётца в "Deutsche Literaturzeitung", 1903, № 9); В. Малинин, "Преп. Феодосий Грек, основатель киево-печерского монастыря" ("Труды Киев. Духовн. Акад.", 1902, кн. V); L. К. Goetz, "Der Kiever-H ö hlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands" (Пассау, 1904, 86 — 89).

А. И. Яцимирский.

Смотрии так же...