Феодор, епископ мопсуестский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Феодор, епископ мопсуестский — Родился в Антиохии, около 350 г. Его родители принадлежали к богатому и знатному классу антиохийского общества. Вместе с Иоанном Златоустом и Максимом, бывшим впоследствии епископом селевкийским, Феодор посещал школу знаменитого ритора Ливания. У Ливания Феодор с ревностью изучал и риторику, и философию, и историю. Под влиянием Иоанна Златоуста, Феодор, вместе с своим другом Максимом, предался подвижнической жизни. В образе мыслей Феодор очень скоро наступила перемена. Он убедил себя, что мирская жизнь ничего преступного сама по себе не заключает и что брак, от которого отрекаются монашествующие, есть состояние, узаконенное Самим Богом. Феодор оставляет свое уединение и отправляется в Антиохию. Здесь он тотчас же принимает на себя заботы об отцовских делах и начинает помышлять о браке с некоей Гермионой. Свое намерение он готов был уже привести в исполнение, но удержан был от этого своим другом Иоанном Златоустом и возвратился в монастырь. Первым его ученым опытом было составление толкования на псалмы. В нем Феодор все пророчески-мессианские псалмы, за исключением лишь I I, VIII, XLIV и CIX, объяснял в буквальном историческом смысле, относя их к Езекии или к Зоровавелю. Феодор был призван через некоторое время к занятию церковных должностей в Антиохии. Вероятно, подобно Иоанну Златоусту, он последовательно исполнял обязанности чтеца и диакона, а затем уже был поставлен в сан пресвитера. О деятельности Феодор в сане пресвитера мы не имеем никаких прямых известий. Нужно думать, что она была главным образом обращена на борьбу с разного рода еретиками. Ариане, евномиане и аполлинаристы — главные противники Феодор в этой борьбе. За это время им Феодор были написаны два больших полемических сочинения: одно, — направленное против заблуждений Ария, Евномия и Аполлинария, и состоящее из 15 книг: "О воплощении Господа", другое — написанное в защиту Василия Великого против Евномия и заключавшее в себе 25 книг. Феодор боролся также и с разного рода другими заблуждениями. Так, мы знаем, что он писал сочинения "Против Юлиана Отступника" и "Против персидской магии". Под конец своего десятилетнего пребывания в сане пресвитера Феодор покидает Антиохию и переселяется в Тарс. Когда в Мопсуестии, в Киликии, освободилась епископия, Феодор занял ее в конце 392 или в начале 393 года. В сане епископа он по-прежнему продолжал бороться с разного рода ересями, особенно с арианской, как через устное, так и письменное слово. Такой своей деятельностью в своей и соседних епископиях он скоро снискал расположение императора Феодосия Старшего. Затем, последующие известия о Феодор представляют нам его в числе лиц, сочувствовавших Иоанну Златоусту в постигших его несчастиях и всячески старавшихся помочь ему. Во все время своего епископского служения Феодор не покидал своих ученых литературных занятий. Большая часть его экзегетических трудов была им написана именно за это время. Точно также он написал еще много других сочинений, с характером полемическим и практическим. Уже в глубокой старости он, по словам церковного историка Исихия, писал свои "Тайные речи", в которых рассуждал о воплощении Господа. Последним его трудом был трактат "О законоположении". После 36-ти летнего пребывания на епископской кафедре, Феодор скончался в 428-м году. Феодор обладал умом чрезвычайно живым и восприимчивым. Он быстро усваивал себе познание всякого предмета и не любил долго останавливаться над трудностями, разрешая их так, так подсказывал ему его природный здравый смысл. Он не был глубокими мыслителем. При объяснении Св. Писания Феодор не вдается ни в какие тонкости, но постоянно исследует прямой смысл Писания, выводя его из логической и грамматической связи текста и из исторических данных. В разрешении разного рода вопросов он почти совершенно не придает никакого значения мнениям других лиц, а к мнениям противников всегда относится с крайней пренебрежительностью и резкими порицаниями. Он обладал обширным запасом знаний и заслужил за это прозвание "πολύιστωρ". Феодор был замечательно красноречивым оратором. Об этом единогласно свидетельствуют и его друзья, и его противники. По своему темпераменту он был человек очень горячий и способный сильно увлекаться. Феодор начал свою литературную деятельность в самом раннем возрасте и продолжал ее до самых последних лет своей жизни. Несмотря на огромную литературную производительность Феодор, до нас сохранилось сравнительно очень немногое из всего написанного им. В целом виде дошло только два соч. Феодор: одно, в подлинном греческом тексте — комментарий на ХII малых пророков, другое, в латинском переводе — недавно открытый комментарий на меньшие послания ап. Павла. Прочие его сочинения или совсем утрачены, или же дошли в отрывках, по большей части очень незначительных. Все сочинения Феодор могут быть разделены на 1) сочинения, писанные по объяснению Св. Писания, 2) догматико-полемические, 3) апологетические, 4) сочинения практического характера и 5) письма. Подробное рассмотрение всех сочинений Феодор сделано в исследовании П. Гурьева:"Феодор, епископ мопсуестский" (М., 1890, стр. 61 — 193). — Христологическое учение Феодор всецело носит на себе несторианский характер. При резком различении Божества и человечества, Феодор рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как сына Божия по благодати. Он учил о двух сынах Божиих: один Сын единосущен с Богом Отцом, другой — рожденный от Девы Марии, постепенно через борьбу и искушения шел вперед по пути нравственного совершенствования, пока, наконец, через воскресение не сделался совершенно непорочным и не удостоился соединения с истинным Сыном Божиим. Таким образом Феодор учил о двух лицах в Иисусе Христе. Он решительно отвергал ипостасное соединение в Нем Божества и человечества, потому что не мог мыслить Божества и человечества совершенными без самостоятельных ипостасей. Иисус сын, Пресвятой Девы Марии, и Бог Слово были для него двумя отдельными, нравственно соединенными друг с другом лицами. При жизни своей Феодор ни в ком не возбуждал подозрения в еретичестве. Но немного прошло времени после смерти Феодора, как раздаются противные о нем голоса, обвиняющее его в еретичестве. Защитники Нестория, после осуждения его на III вселенском соборе, в оправдание его стали прямо ссылаться на сочинения Диодора тарсийского и Феодор Мопсуестского и доказывать, что Несторий учил вполне согласно с этими всеми уважаемыми учителями. Православные поборники истины были вынуждены начать борьбу против сочинений Феодор С неменьшей ревностью старались защищать Феодор его почитатели. Иоанн антиохийский с восточными епископами писал, между прочим, св. Кириллу, что они "изберут лучше быть сожженными, чем анафематствовать принадлежащее Феодор". Отцы антиохийского церковного округа обращались также с особыми посланиями к Проклу константинопольскому и императору Феодосию, защищая в них Феодор Видя такую горячую приверженность к Феодор отцов антиохийско-сирской церкви и замечая у некоторых неразумных противников Феодор проблески новой, столь же опасной, как и несторианство, ереси евтихиянской, прежние противники Феодор нашли нужным смягчить резкий тон своих на него нападений. Император Феодосий II издал на имя Иоанна антиохийского указ, в котором, призывая всех к миру и спокойствию, запретил "предначинать что-либо против тех, которые скончались в мире с церковью". Споры о Феодор на время утихли. В царствование императора Юстиниана снова возгорается жаркий спор о Феодор, а также и о блаж. Феодорите и Иве эдесском, и на Константинопольском соборе 553 г. Феодор был осужден (см. Три главы). Среди несторианских обществ, живших в Персии, Армении и других странах, авторитет Феодор достиг самых крайних пределов. Несториане называют его "учителем учителей", "толкователем толкователей", "морем мудрости". Они ревностно заботятся о сохранении его сочинений и большую часть из них переводят на языки тех стран, в которых они нашли себе убежище. Кроме сирского, сочинения Феодор переведены еще на языки армянский и персидский. См. А. Лебедев, "Спор о трех главах и V вселенский собор" ("Душеполезное Чтение", 1875, III и в его книге, "Вселенские соборы VI, VII и VIII веков ", изд. 2, M., 1897); А. Доброклонский, "Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав" (М., 1880); П. Соколов, "Толкование ветхозаветных писаний в антиохийской школе" ("Чтения в обществе любителей дух. просвещения", 1887, дек.); П. Гурьев, " Феодор, епископ мопсуестский" (М., 1890); Феодор Курганов, "Отношения между церковною и гражданскою властью в Византийской империи" (Казань, 1880); Fritzsche, "De Theodori Mopsuesteni vita et scriptis commentatio" (1836); Kihn, "Theodor von Mopsuestia und Jun i lius Africanus, als Exegeten" (1880); Specht, "Der exegetische Standpunkt d. Theodor v. Mopsuestia u. Theodoret v. Kyros"; Зифферт, "Theodorus Mopsuestenus veteris Testamenti sobrie interpretandi vindex"; Sachau, "Theodori Mops. fragm. syriaca".

Смотрии так же...