Фарнаваз

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФАА
ФАБ
ФАВ
ФАГ
ФАД
ФАЖ
ФАЗ
ФАИ
ФАЙ
ФАК
ФАЛ
ФАМ
ФАН
ФАО
ФАР
ФАС
ФАТ
ФАУ
ФАХ
ФАЦ
ФАЧ
ФАШ
ФАЩ
ФАЭ
ФАЮ
ФАЯ

Фарнаваз — первый грузинский царь (302—237 г. до Рождества Христова), лицо историческое, но окутанное легендарными сказаниями. По словам летописи, он был племянник Самари, мцхетского старейшины, убитого Александром Македонским. Чудесным образом открыв богатый клад в пещере, Фарнаваз собрал громадное войско, с помощью правителя Мингрелии, Куджи, разбил Азона, наместника Александра Македонского, и был провозглашен первым царем Грузии, до тех пор дробившейся на отдельные родовые общины. Фарнаваз объединил роды, расселившиеся в бассейне pp. Куры и Риона с их притоками, и объявил столицей Мцхет, как важный в экономической жизни страны пункт при слиянии Куры с Арагвой. Вместо старейших в роде Фарнаваз ставит эриставов — административных агентов, находящихся в зависимости от него. Гражданское и политическое устройство он завершает введением письменности и установлением религии Зороастра. Вопрос, какую азбуку мог ввести Фарнаваз за три века до Рождества Христова, решался в том смысле, что этот алфавит был зендский, по начертанию приближающийся к грузинской азбуке мхедрули (военный). Но буквы мхедрули появляются лишь в XI в., а древнейшие грузинские письмена — хуцури (духовный), в V—VI вв. от Рождества Христова — не носят признаков сходства с зендским алфавитом. Притом палеография свидетельствует, что мхедрули выработался из хуцури. Сказание об изобретении Фарнаваз азбуки остается недоказанным за отсутствием памятников письма языческого периода. Религиозный культ Зороастра, будто бы установленный Фарнаваз, также вызывает недоумие. Летопись передает, что он поставил идол Армази (Ормузд), одетый в великолепные латы с золотым панцирем, в венце, осыпанном драгоценными каменьями. Несомненно, что учение об Ормузде и Аримане проникло в Грузию еще до Фарнаваз и отразилось в воззрениях народа, сохранившихся поныне. Ср. Brosset, "Histoire de la G é orgie" (т. I); Бакрадзе, "История Грузии" (Т., 1889); Хаханов, "Очерки по ист. груз. слов." (вып. II).

А. Хаханов.

Смотрии так же...