Факт (от латинск. facere, делать, нем. Thatsache) — логический термин, имеющий обширное и не всегда определенное значение. В противоположность общему, идее, Факт есть всегда нечто единичное. Факт есть то основание, на котором строится теория, то, что требует объяснения, даваемого наукою. Он должен быть твердо установлен и в таком случае является инстанцией, которую замолчать или обойти нельзя. Достаточно одного Факт, противоречащего теории, для того чтобы признать ее ложною. Клод Бернар в своем введении в экспериментальную медицину говорит, что "Факт сам по себе есть ничто: он имеет значение, лишь поскольку с ним связана идея или поскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый Факт называют открытием, то открытие составляет не Факт сам по себе, но новая идея, из него вытекающая; точно так же если Факт что-либо доказывает, то не Факт сам по себе служит доказательством, а лишь разумное отношение, которое он устанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или отношение и составляет научную истину". Все это справедливо, если смотреть на Факт как на нечто случайное; но Факт есть выражение общего закона, и без точного описания и установки Факт самый закон найден быть не может; поэтому всякий Факт имеет безусловное значение как точка отправления для теории. В словаре Болдвина ("Dictionary of philosophy", 1901) мы находим следующее определение Факт: "Факт есть объективно данное, установленное опытом, но рассматриваемое независимо от того пути, которым оно установлено". В этом определении понятию опыта придано самое широкое, а понятию Факт — самое узкое значение, ибо под Факт обыкновенно разумеют не только объективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т. е. явление. Мы говорим о фактах сознания наряду с фактами физического мира; давно прошедшие события мы называем Факт истории и даже мифологические представления или измышления спиритов готовы назвать Факт интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы и патологической. Из этого явствует, что под понятие Факт подводится весьма разнообразное содержание, имеющее лишь два общих признака: Факт обозначает всегда нечто единичное, и с представлением о Факт связана всегда уверенность в действительном, реальном существовании содержания известного представления. Так, для спирита материализованный дух есть Факт, в реальность которого спирит верит, в то время как для неспирита материализация есть лишь Факт сознания верующего, реальным же Факт является производимый спиритом обман. Понятие опыта в определении Болдвина употреблено в значении, противоположном умозрению, т. е. Факт признается то, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а не путем длинного ряда умозаключений.
Э. Р.
В истории фактами называются, главным образом, отдельные события (прагматические Факт; см.), но то же название распространяется и на все явления исторической жизни, которые могут быть констатированы. Битва при Бородине — Факт, но Факт может быть названо и существование крепостного права в России до 1861 г. В этом смысле фактам противополагаются мифы или легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму и культуре, т. е. к событиям и состояниям, имевшим место в действительности. О многих Факт мы знаем непосредственно из исторических источников, свидетельствующих об их существовании, раз достоверность этих источников не подлежит сомнению Есть и такие Факт, о которых источники молчат, но о существовании которых мы догадываемся или существование которых должны предполагать, заключая от фактически известных следствий к неизвестным их причинам или судя по аналогии с тем, что находим в других местах. Некоторые называют такие несомненно или предположительно существовавшие, но неизвестные нам Факт — скрытыми. Наука не может отказаться от их исследования, тем более, что многие Факт могут быть названы скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных и существенных подробностей. Теория исследования скрытых Факт входит в состав исторической методологии (см.), но разработана она очень мало. В русской литературе попытку методологии скрытых Факт сделал С. А. Муромцев (см.) в "Очерках общей теории гражданского права". Одним из способов такого исследования является метод сравнительно-исторический (см.).
Н. К.