Факт

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФАА
ФАБ
ФАВ
ФАГ
ФАД
ФАЖ
ФАЗ
ФАИ
ФАЙ
ФАК
ФАЛ
ФАМ
ФАН
ФАО
ФАР
ФАС
ФАТ
ФАУ
ФАХ
ФАЦ
ФАЧ
ФАШ
ФАЩ
ФАЭ
ФАЮ
ФАЯ

Факт (от латинск. facere, делать, нем. Thatsache) — логический термин, имеющий обширное и не всегда определенное значение. В противоположность общему, идее, Факт есть всегда нечто единичное. Факт есть то основание, на котором строится теория, то, что требует объяснения, даваемого наукою. Он должен быть твердо установлен и в таком случае является инстанцией, которую замолчать или обойти нельзя. Достаточно одного Факт, противоречащего теории, для того чтобы признать ее ложною. Клод Бернар в своем введении в экспериментальную медицину говорит, что "Факт сам по себе есть ничто: он имеет значение, лишь поскольку с ним связана идея или поскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый Факт называют открытием, то открытие составляет не Факт сам по себе, но новая идея, из него вытекающая; точно так же если Факт что-либо доказывает, то не Факт сам по себе служит доказательством, а лишь разумное отношение, которое он устанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или отношение и составляет научную истину". Все это справедливо, если смотреть на Факт как на нечто случайное; но Факт есть выражение общего закона, и без точного описания и установки Факт самый закон найден быть не может; поэтому всякий Факт имеет безусловное значение как точка отправления для теории. В словаре Болдвина ("Dictionary of philosophy", 1901) мы находим следующее определение Факт: "Факт есть объективно данное, установленное опытом, но рассматриваемое независимо от того пути, которым оно установлено". В этом определении понятию опыта придано самое широкое, а понятию Факт — самое узкое значение, ибо под Факт обыкновенно разумеют не только объективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т. е. явление. Мы говорим о фактах сознания наряду с фактами физического мира; давно прошедшие события мы называем Факт истории и даже мифологические представления или измышления спиритов готовы назвать Факт интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы и патологической. Из этого явствует, что под понятие Факт подводится весьма разнообразное содержание, имеющее лишь два общих признака: Факт обозначает всегда нечто единичное, и с представлением о Факт связана всегда уверенность в действительном, реальном существовании содержания известного представления. Так, для спирита материализованный дух есть Факт, в реальность которого спирит верит, в то время как для неспирита материализация есть лишь Факт сознания верующего, реальным же Факт является производимый спиритом обман. Понятие опыта в определении Болдвина употреблено в значении, противоположном умозрению, т. е. Факт признается то, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а не путем длинного ряда умозаключений.

Э. Р.

В истории фактами называются, главным образом, отдельные события (прагматические Факт; см.), но то же название распространяется и на все явления исторической жизни, которые могут быть констатированы. Битва при Бородине — Факт, но Факт может быть названо и существование крепостного права в России до 1861 г. В этом смысле фактам противополагаются мифы или легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму и культуре, т. е. к событиям и состояниям, имевшим место в действительности. О многих Факт мы знаем непосредственно из исторических источников, свидетельствующих об их существовании, раз достоверность этих источников не подлежит сомнению Есть и такие Факт, о которых источники молчат, но о существовании которых мы догадываемся или существование которых должны предполагать, заключая от фактически известных следствий к неизвестным их причинам или судя по аналогии с тем, что находим в других местах. Некоторые называют такие несомненно или предположительно существовавшие, но неизвестные нам Факт — скрытыми. Наука не может отказаться от их исследования, тем более, что многие Факт могут быть названы скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных и существенных подробностей. Теория исследования скрытых Факт входит в состав исторической методологии (см.), но разработана она очень мало. В русской литературе попытку методологии скрытых Факт сделал С. А. Муромцев (см.) в "Очерках общей теории гражданского права". Одним из способов такого исследования является метод сравнительно-исторический (см.).

Н. К.

Смотрии так же...