Убежища на Востоке
— Древнейшие обстоятельные постановлении об Убежища на Востоке находим в Моисеевом праве. Целью их было провести практическое различие между умышленным и невольным убийством; невольный убийца находил безопасность у алтаря; умышленный и оттуда должен был быть взят для казни и кровной мести (Исх. 21, 13; 3 Цар. III, 28—31). Централизация культа обусловила вместо многих алтарей устройство шести городов Убежища на Востоке (miklat, φυγαδευτήρια), приписанных к Левиину колену: трех в соб. Ханаане и трех по ту сторону Иордана. Каждый раз судебным порядком надлежало установить, имел ли право тот или другой убийца искать в них Убежища на Востоке; умышленный выдавался родичам убитого; последние могли убить и невольного, если он раньше срока (смерти современного убийству первосвященника) покидал город-Убежища на Востоке (Числ. гл. XXXV). Алтарь иерусалимского храма, конечно, также был Убежища на Востоке: искавший защиты хватался за "роги жертвенника" (3 Цар. III, 1, L); отсюда выражение "рог спасения". См. Bissei, "The law of Asylum in Israel " (Лпц., 1884); Ohlenburg, "Die bibl. Asyle im talmudischen Gewande" (Мюнхен, 1895). Существование "рогов" на жертвенниках финикийских храмов, насколько можно судить, напр., по изображению на монетах города Библа, дает некоторое основание заключать, что и финикиянам было известно право Убежища на Востоке К сожалению, мы не располагаем материалом для констатирования этого права у других народов Др. Востока. Для Египта указание дает только Геродот (II, 113), говоря о храме Геракла у Канобского устья Нила, куда могли укрываться беглые рабы под условием положить на себя храмовый штемпель. Желание Revillout ("Cours de droit é gypt." I, 92) найти в егип. памятниках известий о праве Убежища на Востоке не увенчалось успехом.
Б. Т.