Трибы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТРА
ТРД
ТРЕ
ТРЖ
ТРИ
ТРН
ТРО
ТРТ
ТРУ
ТРЫ
ТРЭ
ТРЮ
ТРЯ

Трибы (tribus, от корня tri, tres — "треть") — части, на которые делилась римская территория, а также граждане. Древнейшими Трибы у римлян были 3 патрицианские родовые Трибы — рамнов, тициев и люцеров (Ramnes, Tities, Luceres). Несмотря на родовой характер, эти Трибы были в то же время территориальными делениями. Подробности об их устройстве и функциях достоверно неизвестны. Царю Сервию Туллию предание приписывало создание новых Трибы, которые сохранились в течение всего республиканского периода и перешли даже в императорский. Новых Трибы было первоначально четыре; созданы они были для административно-военных целей, прежде всего для облегчения набора войска. Они носили территориальный характер, обнимая собою город и сельские округа (regiones). Эти древнейшие Трибы носили имена Палатинской, Субуранской, Коллинской и Эсквилинской. Трибы были делениями не только земли, но и людей, но вопрос о том, кто именно первоначально вносился в списки Трибы и кто был вне их, остается до сих пор неясным. Моммсен, напр., думает, что в списки Трибы долго вносились лишь владельцы недвижимой собственности, Ланге — что из Трибы исключались лишь аеrаrii, Солтау — что в первоначальных Трибы состояли лишь лица, обязанные военной службой. Несомненно, что уже древнейшие 4 Трибы ("Сергиевы") заключали в себе не одних плебеев, а также и патрициев. Различие во взглядах существует и относительно первоначального числа Трибы: был высказан, напр., взгляд, что с самого начала их было 30, и что число это опустилось до 20 лишь вследствие уступки трети римской земли Порсенне, что вовсе не находит подтверждения в первоисточниках. Относительно позднейших Трибы существует, в общем, согласие. Кто записан в данной Трибы, тот сам и его потомство числятся в ней, даже если они меняют место жительства и приобретают недвижимость в других Трибы Следовательно, Трибы указывает на происхождение (origo); римские граждане присоединяли к своему имени название своей Трибы так же, как афиняне — название дема (напр., Serv. Sulpicius Q. f. Lemonia Rufus). Позднейшие римские Трибы заключают в себе всех полноправных римских граждан, не исключая пролетариев и либертинов (вольноотпущенных), но только полноправных, вследствие чего запись в Трибы была равносильна дарованию гражданства с правом голоса (civitas cum suffragio). Во главе Трибы стояли curatores tribuum ("попечители Трибы"), по нескольку в каждой. Им были подчинены magistri pagorum (сельские Трибы делились на pagi, городские Трибы — на v ici). По Трибы составлялись цензорские списки граждан и производился ценз; по Трибы совершался набор солдат в легионы, по Трибы затем стало происходить голосование в комициях. По показанию Тита Ливия, число Трибы было увеличено до 21-й около 494 г. до Рождества Христова, причем названия старых четырех Трибы остались за четырьмя городскими Трибы, сельские же округа образовали tribus rusticae, большая часть которых носила названия, заимствованные от патрицианских родов, вероятно потому, что в той или другой Трибы лежали имения соответствующего рода. Были, напр., Трибы Эмилиева, Клавдиева, Корнелиева, Менениева, Папириева, Лемониева и др. С начала IV в. до Рождества Христова число Трибы стало увеличиваться благодаря завоеваниям и дарованию завоеванным полных прав гражданства. Новые Трибы носили большею частью названия, заимствованные от имен важнейших мест, лежавших в их пределах. "Из новых граждан" (по выражению Трибы Ливия) сразу были созданы в 387 г. четыре Трибы К 241 г. до Рождества Христова число Трибы дошло до 35. Последними были образованы Трибы Velina и Quirina. Затем римляне не увеличивали уже числа Трибы, а распределяли новых граждан между 35 прежними. Объясняется это тем, что Трибы рано (уже около времени первой сецессии) стали обращаться в политические деления, по которым подавались голоса в народных собраниях, сначала в сословно-плебейских concilia plebis, затем в общенародных трибутных комициях, наконец (вероятно, около середины III в.) по Трибы стали подаваться голоса к в центуриатных комициях, что и заставляло оставить число Трибы неизменным, чтобы избежать частых изменений в организации важнейшего народного собрания (см. Комиции). Ввиду значения Трибы, как единиц, по которым производилось голосование, большое значение получил вопрос о распределении граждан по Трибы Когда число Трибы стало значительным, городские Трибы, которых было всего четыре и в которых было много простого, бедного рабочего народа, мелких ремесленников и торговцев, стали считаться низшими сравнительно с сельскими, к которым были приписаны крестьяне и крупные землевладельцы (хотя многие из них и жили в Риме). В городские Трибы, между прочим, записывали всех вольноотпущенных. Усвоив себе этот взгляд на сравнительное значение Трибы городских и сельских, цензоры стали переводить граждан из сельских Трибы в городские в виде наказания. Чтобы усилить значение городского населения, цензор Аппий Клавдий Слепой (312 г.) дал ему доступ во все Трибы, но это вызвало сильное раздражение в ревнителях старины, и цензор Квинт Фабий опять сосредоточил этих граждан в четырех городских Трибы (304 г.), за что будто бы и получил прозвание "Maximus". Особенно продолжительной была борьба по вопросу о правах вольноотпущенных, число которых постоянно увеличивалось. Разные цензоры различно решали вопрос о том, допускать ли либертинов лишь в четыре городские Трибы, или же и в сельские. Эта борьба протянулась до конца республики. После союзнической войны (см.) тот же вопрос возник относительно союзников, принятых в число полноправных граждан. Вожди демократической партии (Сульпиций Руф, Цинна) настаивали на праве новых граждан записываться в любую Трибы; их противники хотели сосредоточить всю массу новых граждан в нескольких Трибы, чтобы этим ослабить значение их голосов в комициях. После упорной борьбы вопрос был решен в пользу новых граждан. На сторону такого решения склонился даже Сулла. Падение республики и исчезновение комиций совершенно подорвали значение Трибы Они продолжали существовать и в императорскую эпоху, но вся роль их стала сводиться к тому, что по Трибы производилась в Риме раздача хлеба.

Литература. Grotefend, "Die römischen Tribus in historischer und geographischer Beziehun g" (в "Zeitschr. f. d. Alterthumswiss.", 1836, 114—118); его же, "Imperium Romanum tributim descriptum" (Ганновер, 1863); Mommsen, "Die r ö mischen Tribus in administrativer Beziehung" (Альтона, 1844); его же статьи о собраниях по Трибы в "R ömische Forschungen" (I, Б., 1864); Soltau, "Ueber Entstehung und Zusammensetzung der altr ö mischen Volksversammlungen" (Б., 1880; значительная часть книги посвящена вопросу о Трибы); Kubitschek, "Imperium Romanum tributim discriptum" (Вена, 1889).

Д. К.

Смотрии так же...