Тантры

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЭ
ТАЯ

Тантры (санскр. Таntra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных книг у индийских сектантов, находящийся в известной связи с пуранами (см.) и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии. Довольно сложная и обширная литература Тантры до сих пор еще мало знакома европейским ученым (наиболее подробный обзор ее дает Aufrecht, "Catalogus codicum Mss. sanscritorum post-Vedicorum quotquot in Bibliotheca Bodleiana adservantur", Оксфорд, 1859—64). Датированные образчики этого рода произведений не восходят далее VIII в. от Рождества Христова, хотя самое возникновение их может быть отнесено к более древней эпохе ввиду того, что самый культ кровожадных богинь, описываемый в Тантры, восходит к более раннему времени (может быть, даже раньше III—IV вв.), а также и ввиду несомненного влияния неприличных шиваитских Тантры на непальские буддийские Тантры (между прочим, на одну из девяти канонических книг их — Tath â gata Guhyaka), а через эти последние и на их тибетскиe переводы, большинство которых относится к эпохе более ранней, чем IХ век. Содержание Тантры большею частью состоит в описании мистических и неприличных обрядов в честь Шивы и особенно его супруги в ее различных формах, т. е. культа так называемой Шакти (см.). Есть, впрочем, небольшое число вишнуитских Тантры Шиваитские Тантры очень многочисленны, и некоторые из них очень обширны. Обычная их форма — диалог между Шивой и его супругой, в котором богиня расспрашивает своего мужа о способе совершения различных церемоний, о молитвах и заклинаниях, употребляемых в это время. Все они анонимны, и автором их считается сам Шива. Последователи Тантры считают их пятой ведой и приписывают им одинаковую с ведами древность и большую авторитетность. Иные Тантры, по-видимому, более древни, чем пураны, представляющие в некоторых отношениях дальнейшее развитие содержания Тантры Божественное женское, материнское начало представляется в Тантры воплощенным не только в богинях индийской мифологии, но и в любой женщине, могущей поэтому делаться — и при случае действительно делающейся — предметом культа. Кроме обычных жертвоприношений, гимнов, воззваний, ритуал Тантры содержит и некоторые мистические церемонии, сопровождающие их манипуляции, жесты, односложные магические слова в начале и конце обрядов и т. д. Тантры указывают различные способы сочетания этих слов, изменения их смысла с помощью особых жестов во время их произношения, определяют таинственное значение отдельных звуков, их образующих, располагают соответствующие буквы в известные диаграммы, имеющие особую силу и т. д. Целью этих обрядов и волшебных манипуляций является получение особой сверхчеловеческой силы, позволяющей повелевать духам неба, земли и ада. В Тантры находятся также длинные литании, состоящие в повторении "тысячи имен" Шивы или Вишну. Некоторые из Тантры изданы, но большинство находится в рукописи. Некоторые Тантры носят название упанишад, напр., Раматопания упанишад (изд. Вебер, Берлин, 1864). Особенно жестокий и сладострастный характер приобретает тайный культ Тантры у так называемых сектантов вамачари, т. е. "идущих налево". Культ другого толка, дакшиначари ("идущие направо"), имеющего свои собственные Тантры, более приличен и нравственен. У вамачари необходимым условием культа являются пять Макара (М âkâ ra — бyквa м) или пять предметов, названия которых начинаются с буквы м: мадья — вино, манса — мясо, матсья — рыба, мудра — мистические жестикуляции, майтхуна — половое соитие. Обряды вамачари имеют характер оргий, заканчивающихся свальным грехом. Появление "тантризма" характерно не только для периода упадка брахманизма, но и для параллельного с ним упадка индийского буддизма, начинающегося с VIII в. Подобно индусским Тантры, буддийские задаются целью научить своих адептов, как сверхъестественным путем приобретать желанные материальные предметы и духовные свойства: эликсир долговечности, неуязвимость, способность делаться невидимым, алхимическое искусство, силу вызвать Будду или Бодхисатву для разрешения тех или других сомнений, возможность соединиться с каким-нибудь божеством еще в этой жизни и т. д. Культ Тантры распространен преимущественно в Бенгале и восточных провинциях; на З и Ю Индии он неизвестен. Самые памятники также происходят из названных местностей. См. Wilson, "Works" (Л., 1862 — 71. т. I стр. 240 и cл.).

С. Б—ч.

Смотрии так же...