Тангейзер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЭ
ТАЯ

Тангейзер иначе Тангузер (Tannhäuser, Tanh user) — миннезингер XIII в., жизнь и личность которого стали темою для народногерманских легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе Герзельберг или Венериной горе близ Вартбурга, с другой стороны — с легендами о "Вартбургской войне " или состязании поэтов (см.). Исторически-достоверный миннезингер Тангейзер родился в начале XIII в. и умер во всяком случае ранее 1273 г. (до воцарения Рудольфа Габсбурга). По-видимому, он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов; вместе с Фридрихом Вторым, императором германским, в 1228 г. участвовал в крестовом походе. Как сторонник императора, вечно ссорившегося с папами, Тангейзер не мог благоволить к Риму; возможно, что Тангейзер имел какое-нибудь неприятное столкновение с каким-либо папою — пожалуй, и с папою Урбаном IV, занимавшим римский престол с 1264 до 1268 г. и играющим важную роль в легенде о Тангейзер Главным покровителем Тангейзер был другой Фридрих — Воинственный (der Streitbare), герцог австрийский, последний из графов Бабенбергов; в своих песнях Тангейзер заявляет, что ему были пожалованы герцогом деревня и имение. После смерти своего мецената (в 1246 г.) Тангейзер, по словам собственных песен, "проел и прозаложил свое имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня"; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, причем домохозяева более радовались его уходу, чем приходу". Покровителя, подобного герцогу Фридриху, Тангейзер уже не мог найти, хотя из песен Тангейзер видно, что к нему благоволили император Фридрих Второй и другой враг Рима — Оттон Второй Светлейший (der Erlauchte), герцог баварский. Тангейзер с гордостью заявляет в своих песнях, что, будучи верным приверженцем Гогенштауфенов, не пойдет искать покровительства в Тюрингию. В "Вартбургской войне" (см.; 1206 или 1207 г.) Тангейзер, наверное, не участвовал: в то время он был ребенком. Говоря о Тюрингии, Тангейзер, очевидно, подразумевает потомков ландграфа тюрингенского и пфальцграфа саксонского Германа I, устроителя вартбургского состязания певцов, умершего в 1217 г. Тангейзер сочинял своеобразные плясовые песни, называемые "Leiche"; по словам одного из исследователей миннезанга (Гагена), Leiche — "песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента". В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность Тангейзер, воспевавшего пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с "верною Кунигундою". Временами исторический Тангейзер не чужд и настроений искренно-религиозного характера. Стихотворения Тангейзер напечатаны в сборнике Гагена: "Minnesinger" (Лпц., 1838) [В так наз. "Манессевой рукописи" (см.) XIV в. есть портрет Тангейзер, в одежде крестоносца.] Народная южно-германская фантазия приурочила исторического Тангейзер к преданиям о горе Герзельберг (H ö rseiberg, от слова "Ursel" — непотухшая, огненная зола), расположенной между городами Эйзенахом и Готою в нынешнем Великом герцогстве Саксен-Веймарском, неподалеку от Вартбурга, в Тюрингервальде. Эта гора, имеющая вид продолговатого гроба, слывет в простонародье под именем Венериной горы (Venusberg); в ней есть пещера, где слышится шум подземных ключей; народная фантазия услышала в этом шуме стоны грешников и нечестивые клики адской радости, а во мраке грота увидела адское пламя; гора прослыла входом в чистилище и обиталищем прекрасной языческо-германской богини Гольды (Holde, frau Holla) или классической богини Венеры; в этой-то пещере исчезает, по народному поверью, ночной поезд "дикой охоты" (die Wilde Jagd), предводимый богинею Гольдою. Сущность южно-германского предания о Тангейзер такова. Однажды миннезингер Тангейзер, идя в Вартбург на состязание певцов, увидел у Герзельберга богиню Венеру (frau Venus), которая завлекла его к себе в грот; там он пробыл семь лет в забавах и развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его расстаться с богинею и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Тангейзер с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и папа велел отыскать прощенного Богом грешника — но его уже не могли найти. Тангейзер должен остаться в Герзельберге до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь. Ко входу в пещеру Герзельберга приставлен добрый гений германских сказаний, "верный Эккарт" (der treue Eckart), никого не допускающий в пещеру. В этой сказке проявляются свойственные средневековью настроения: томление по античному и родному (германскому) язычеству и недовольство аскетическою суровостью духовенства. Народные и искусственные обработки этого сказания в виде песен о Тангейзер появляются в Германии очень рано, с XIV или XV в.; кажется, первая печатная "Das Lied von dem Danh e wser" относится к 1515 г. Приурочивание миннезингерских подвигов Тангейзер ко двору тюрингенского ландграфа Германа и к "вартбургской войне" — более позднего происхождения, чем легенда о Тангейзер и Венере. Рихард Вагнер в своей опере "Тангейзер, или состязание певцов в Вартбурге" соединил легенду о Тангейзер с легендою о вартбургской войне, отождествив личность Тангейзер с личностью легендарного миннезингера Генриха фон Офтердингена. Романтическая опера Вагнера сильно оживила интерес к личности Тангейзер и к литературе о нем; аскетическая до известной степени тенденция либретто Вагнеровской оперы не соответствует, однако, жизнерадостному и гуманному духу народной легенды о Тангейзер Тою же легендою о Тангейзер пользовались другие писатели: Гейне в своем знаменитом, слегка юмористическом стихотворении; Тик в своей поэме (где вместе с Тангейзер появляется "верный Эккарт"); Эйхендорф в новелле "Мраморная статуя"; Гофман в рассказе "Состязание певцов" и Новалис (оба последних писателя говорят о Генрихе Офтердингене, не отождествляя его с Тангейзер); Франкль в эпопее "Тангейзер"; Мангольд в либретто к опере "Тангейзер" (муз. Дуллера); лирик Гейбель и многие др. Ср. Gr ässe, "Der Tannhä user und Ewige Jude, Zwei deutsche Sagen" (2-е изд., Дрезден, 1861); Franz M üller, "Ueber Rich. Wagner's Tannhä user" (Веймар, 1853).

В. Ч—н.

Смотрии так же...