Социн, Лелий

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Социн, Лелий (Sozzini, 1525 — 1562) — род. в Сиене и происходил по отцу из рода, давшего нескольких известных юристов. Сначала он также стал изучать право, но вскоре занялся богословскими науками и выучился впоследствии греческому и еврейскому языкам. Двадцати одного года Социн отправился в Венецию, где имел возможность ознакомиться с различными протестантскими учениями, хотя нельзя с достоверностью утверждать, что он познакомился уже здесь и с антитринитарианским. Побуждаемый стремлением разрешить мучившие его богословские вопросы, Социн отправился в 1547 г. в Граубюнден, где было много итальянских протестантов, а отсюда предпринял путешествие в Швейцарию, Францию, Англию и Нидерланды. В конце 1548 г. или в начале 1549 г. он возвратился в Женеву, где обратился к Кальвину с просьбой разрешить некоторые сомнения его, например, относительно того, воскреснут ли также и тела во время страшного суда. Вскоре Социн переехал в Цюрих и отсюда, а также из Базеля продолжал обращаться за разрешением своих сомнений к Кальвину. Скептическое отношение к догматам веры сказывалось теперь очень заметно у Социн и, неудовлетворенный ответами швейцарских богословов, он отправился в 1550 г. в Виттенберг, где сошелся с некоторыми студентами-поляками и решил посетить Польшу. В 1551 г. Социн явился в Краков, где его недолговременное пребывание не осталось, однако, без некоторого влияния на развитие польского протестантизма. Из Польши Социн возвратился в Швейцарию и в 1552 г. отправился, не без опасности для себя, на родину. В 1554 г. он опять возвратился в Цюрих, где вызвал подозрение к себе, так как не скрывал своего несочувствия к казни Сервета. Кроме того, в это время с нескольких сторон появились обвинения Социн в антитринитаризме и, между прочим, со стороны итальянцев, живших в Швейцарии, перед которыми он высказывался более откровенно. Тогда Буллингер потребовал от Социн объяснений по этому поводу и последний представил даже свое исповедание веры (15 июля 1555 г.), в котором защищал себя от обвинения в сочувствии антитринитарианским воззрениям. Только благодаря снисходительности Буллингера удалось Социн так легко оправдаться; но с этих пор он становится осторожнее. Смерть отца в 15 5 6 г. заставила его позаботиться о том, чтобы возвратить себе наследство, которое конфисковала инквизиция. С этою целью он хотел заручиться протекцией разных коронованных особ при посредстве германских реформаторов. Ввиду этого Социн отправился в Германию к Меланхтону, снабдившему его, между прочим, рекомендательными письмами к польскому королю Сигизмунду-Августу и к будущему императору Максимилиану II. В Польшу Социн прибыл вторично в октябре 1558 г., был принят очень хорошо и виделся даже несколько раз с королем. На развитие антитринитаризма его пребывание здесь оказало заметное влияние. Весной 1559 г. он отправился из Польши в Вену и затем в Италию. Потерпев неудачу в своих стараниях возвратить конфискованное имущество, Социн возвратился в августе 1559 г. в Цюрих, где провел, живя очень уединенно, последние три года своей жизни. Он поддерживал сношения лишь с очень немногими лицами. Сколько-нибудь значительных печатных сочинений после него не осталось, и влияние его было, главным образом, личное.

См. Sandius, "Bibliotheca Antitrinitariorum." Freistadii (Амстердам, 1684); Illgen, "Vita Laelii Socini" (Лейпциг, 1814); его же, "Symbolarum ad vitam et doctrinam L. Socini illustrandam particula I et II" (Лейпциг, 1826); Trechsel, "Die protestantischen Antitrinitarier vor Faustus Socin" (т. 2, Гейдельберг, 1844); Будрин, "Антитринитарии шестнадцатого века" (вып. 2, Казань, 1886).

Н. Л—ч.

Смотрии так же...