София Палеолог

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

София Палеолог

вторая супруга великого князя Иоанна III, сыграла немаловажную роль в истории Московского государства. Дочь Фомы, родного брата последнего византийского имп. Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он оставил двух сыновей и дочь Зою (Зинаиду — по Софийскому временнику), впоследствии, в России, получившую имя София Палеолог Папа Павел II задумал избрать Зою орудием своих замыслов — восстановить флорентийское соединение церквей. Через грека, кардинала Виссариона, он начал сношения с Иоанном III: в феврале 1469 г. Виссарион отправил в Москву грека Юрия с предложением вел. кн. руки София Палеолог Палеолог. Raihald в "Annal. Eccles." под 1470 г. откровенно рассказывает о намерении Павла II: "Папа льстил себя надеждой, что девушка склонит супруга к принято обрядов римско-католической церкви, в которых она была воспитана у апостольского престола". Иоанну III пришлось по душе предложение породниться с Палеологами, и он в следующем же месяце отправил в Рим своего посла итальянца Карла Фрязина (см.), который повел дело очень удачно: он произвел на всех хорошее впечатление и усердно, вдали от Москвы и русских, исполнял в Риме все обряды католич. церкви, скрыв, что сам давно принял православие. Уже в июне 1472 г. София Палеолог Палеолог выехала из Рима в Россию, a 1 октября гонец прискакал в Псков с приказом — готовиться к встрече будущей государыни. Встреча псковитянами и новгородцами была устроена торжественная, но София Палеолог Палеолог, не задерживаясь, спешила в Москву. Ее сопровождал папский легат Антоний, и к удивлению русских везде, где ни останавливалась София Палеолог, кардинал этот облачался в странное красное платье и перчатки, которых не снимал даже для благословения — перед ним же постоянно несли "крыж" — латинский крест. Митрополит Филипп воспротивился этому, говоря, что "неприлично нам и слышать об этом, не только что видеть", и легат Антоний должен был въехать в Москву без "крыжа" впереди. 12 ноября 1472 г. София Палеолог Палеолог прибыла в Москву, и в тот же день состоялось венчание ее с Иоанном. Кардинал приступил к исполнению возложенной на него миссии, но вести с ним споры митрополит возложил на книжника Никиту, до того устрашившего Антония, что тот быстро прекратил диспут, сказав: "Нету книг со мною"! Таким образом рушились надежды папы и Виссариона, возложенные на брак София Палеолог Палеолог. Брак этот имел важное влияние на форму Московского государства и на всю внешнюю обстановку власти (Бестужев-Рюмин). Он ускорил процесс "собирания Руси", внеся в Москву традиции империи. Изменились отношения великого князя к князьям других вотчин, изменились его отношения и к дружине (см. соотв. статью). Во всем этом сказывалось влияние София Палеолог Палеолог. Опальный боярин Берсень говорит: "Государь наш, запершись, сам третей у кровати всякия дела делает": — дружина отошла на задний план, вел. кн. думал свою думу с кем хотел. Герберштейн о София Палеолог Палеолог писал: " Это была женщина хитрая, по ее внушению князь сделал многое". Летописец утверждаете, что под ее влиянием Иоанн покончил с Ордой. Но тот же Берсень говорил Максиму Греку (в княжение Василия): "Как пришла сюда мать вел. кн. великая княгиня София Палеолог с вашими греками, так наша земля и замешалась, и пришли нестроения великия как у вас в Цареграде при ваших царях". Он разумел здесь вражду партий при дворе, дело Патрикеевых и Ряполовских, перемену в выборе наследника и т. д. (см. соотв. статью). Кн. Курбский во многом обвинял София Палеолог и многое приписывал София Палеолог Палеолог, говоря: "В предобрый русских князей род всеял диавол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами, якоже и в израильстех царех паче же которых поимовали от иноплеменников". София Палеолог содействовала тому, что Иоанн окружил себя пышностью, завел этикет при дворе и принял герб византийской империи — двуглавого орла. Из Западной Европы были вызваны художники и зодчие для украшения дворца и столицы. Воздвигались новые храмы, новые дворцы. Итальянец Альберти (Аристотель) Фиоравенти построил соборы Успенский и Благовещенский. Москва украсилась Грановитой палатой, башнями кремлевскими, дворцом Теремным, выстроен, наконец, был и Архангельский собор. Великокняжеская столица готовилась сделаться столицей царской; значительную долю участия в этом нужно прописать племяннице последнего византийского императора. Скончалась она за два года до смерти мужа — 7 апр. 1503 г.

Литература та же, что о времени Иоанна III (см. соотв. статью).

Смотрии так же...