Софийский временник и Софийские летописи

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Софийский временник и Cофийские летописи

Первое из этих названий встречается в летописных сводах двух различных, хотя и родственных между собой семейств, перед предисловием, которое вставлено за географическими и этнографическими сведениями, восходящими к Повести временных лет (см.). "Софейскый времянник, еже нарицается летописание русьскых князь", — читаем мы в так назыв. Софийских летописях, с одной стороны, в Новгородской 4-й, с другой. Второе название, обозначает обширную семью московских летописных сводов, распадающихся на две главные группы: Софийский временник и Софийские летописи первую и Софийский временник и Софийские летописи вторую. Сравнение Софийский временник и Софийские летописи летописей и Новгородской 4-й показывает, что они восходят к одному общему оригиналу, переработанному, с одной стороны, под влиянием московской, а с другой — новгородской летописи. Из общего в обоих памятниках места под 1380-м годом, где говорится, что праздник Благовещения в ближайшем будущем совпадет с Пасхой через одиннадцать лет, легко вывести, что оригинал этот составлен в 1448 году. Предисловие, озаглавленное "Софийский временник и Софийские летописи временник", читалось, следовательно, уже в своде 1448 года. По происхождению своему, этот свод представлял соединение выписок из обширного общерусского летописного свода, составленного в 1423 году при дворе митрополита всея Руси, с выписками из Новгородской 1-й летописи в редакции, доведенной, по-видимому, только до 1428 года. Отсюда можно заключить, что предисловие, озаглавленное "Софийский временник и Софийские летописи временник", вошло в свод 1448 года из Новгородской 1-й летописи, и действительно, то же предисловие (с теми же сокращениями и особенностями против первоначального оригинала) читается в нескольких дошедших до нас списках этой летописи, хотя в них (а именно в Троицк. неполном, Толстовском и Румянцовском) в заглавии, сопровождающем предисловие, не имеется слова Софийский временник и Софийские летописи Оставляя в стороне вопрос о происхождении этого предисловия, мы с уверенностью можем утверждать, что "Софийский временник и Софийские летописи временником" назван был сводчиком 1448 года тот список Новгородской 1-й летописи, который находился в его распоряжении. Такое название этот памятник мог получить потому, что черпал свое содержание преимущественно из той летописи, которая, предположительно, велась при дворе новгородского владыки, "на сенех в дому святей Софеи", со времен епископа Иоакима. Владычная летопись не дошла до нас, но близкое сходство ее с Новгородской 1-й доказывается теми выписками из нее, которые сохранились в общерусских (митрополичьих) сводах. Под влиянием заглавия к предисловию, перенесенному из Новгородской 1-й летописи, путем свода 1448 года, в особый разряд летописей московских, эти летописи названы были Софийскими. В 1795 году один из таких списков, принадлежавших Академии наук, был издан под заглавием: "Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда". К сожалению, издана только первая часть списка (до 1424 г. включительно), вследствие чего трудно определить его состав и время происхождения. В 1820 г. П. М. Строев издал три Софийский временник и Софийские летописи летописи, сверив их с печатным списком, под заглавием "Софийский времянник" (чч. I и II): в этом издании соединены списки Софийский временник и Софийские летописи 1-й и 2-й. В 1851 и 1853 гг. в V и VI тт. "Полн. Собр. Русск. Лет." изданы были под общим заглавием Софийский временник и Софийские летописи летописи — во-первых, Софийский временник и Софийские летописи 1-я летопись (V, 77—275 и VI, 1—111) по семи спискам, во-вторых, Софийский временник и Софийские летописи 2-я летопись (I, 115—358) по двум и спискам. Изучение списков Софийский временник и Софийские летописи 1-й летописи доказывает, что общий для всех них оригинал составлен в Москве около 1456 г.: в основание его положен свод 1448 г. (см. выше), дополненный и исправленный по современному списку московской летописи. Ближе всех к основному списку неполный Толстовский список, а также Бальзеровский. Списки Карамзина (бывший Засецкого) и кн. Оболенского представляют такую редакцию, которая соединила текст Софийский временник и Софийские летописи 1-й летописи с выписками из общерусского (митрополичьего) свода 1423 г., относящимися преимущественно до новгородских событий. Список Царского явился в результат дополнения Бальзеровского списка по общерусскому летописному своду, доведенному до 1508 г. Софийский временник и Софийские летописи 1-я летопись была первой, после Пахомиева хронографа (сост. в 1443 г.), попыткой литературной обработки общерусского (митрополичьего) свода. Вот почему она имела важное значение в развитии московского летописания: она легла в основание всех позднейших московских летописных сводов. Воскресенская летопись почерпнула из нее главное свое содержание и, между прочим, предисловие, озаглавленное "Софийский временник и Софийские летописи времянник" ("Полн. Собр. Русск. Летоп.", VII, 266). Равным образом свод 1534 г., дошедший в части до 1255 г. в первой половине Тверского сборника, положил в свое основание Софийский временник и Софийские летописи временник: в него перешло и это заглавие со следующим за ним предисловием ("Полн. Собр. Русск. Летоп.", XV, 26). Свод, известный под названием Софийский временник и Софийские летописи 2-й, в начале, до 1392 г., представляет текст Софийский временник и Софийские летописи 1-й летописи в редакции более древней, чем только что названный Толстовский список. Архивский список Софийский временник и Софийские летописи 2-й летописи доводит ее до 1518 г., заимствуя часть 1392—1518 гг. из какой-то московской летописи (весьма сходной с Львовской), замечательной, между прочим, тем, что в ней под 1475 годом помещено Путешествие Афанасия тверитина в Индию. Первоначальный текст Софийский временник и Софийские летописи 2-й дополнен в списке Новоиерусалимского Воскресенского монастыря частью, обнимающей 1519—1534 гг. и заимствованной едва ли не из свода 1534 г., отразившегося в первой половине Тверского сборника.

А. Шахматов.

Смотрии так же...