Соната (не следует смешивать с сонатной формой, см.). До конца ХVII Соната называлось собрание инструментальных пьес, а также вокальный мотет, переложенный на инструменты. Соната разделялись на два рода: камерную Соната (sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо, танцев и пр., написанных в разных тональностях, и церковную Соната (sonata da chiesa), в которой преобладал контрапунктический стиль. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых инструментов, назывался не Соната, а большим концертом (concerto grosso). Позднейшая Соната состоит преимущественно из четырех частей: первая часть в скором темпе в сонатной форме, вторая часть в медленном темпе, в простейшей форме рондо, третья часть — менуэт, введенный Гайдном, или скерцо, введенное Бетховеном, в форме песни с трио, и финал, в более сложной форме рондо или в сонатной форме. Прием Соната встречается не только в Соната для фортепиано или для фортепиано и скрипки или виолончели, но и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели, квартетах, секстетах, октетах для струнных инструментов, квартетах, квинтетах, секстетах, септетах для фортепиано со струнными, септетах, октетах, нонетах, децетах для струнных с духовыми. Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. Соната применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а также в симфониях. В Соната вводили иногда поэтический программный элемент, напр. Кунау (первая половина XV I II ст.), Бетховен ор. 71 (Sonate caract é ristique: les adieux, l'absence et le retour). В позднейшее время собрание пьес в одно целое получило название Соната, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.
Н. Соловьев.