Соломон и Китоврас
— повесть апокрифического характера, перешедшая к славянам из еврейской литературы при посредстве греческой. Личность Соломон и Китоврас вызвала у евреев ряд рассказов о его мудрости, о построении храма, составляющих как бы отдельные части одной поэмы. Эти рассказы: "Суды Соломон и Китоврас", "Сказание о Царице Южской", "Соломон и Китоврас и Китоврас". Китоврас (может быть, испорченное греческое Κένταυρος) является враждебным Соломон и Китоврас представителем злой силы. Для пленения его придумана была следующая хитрость: бояре Соломон и Китоврас наполнили по дороге Китовраса два колодца вином и третий медом; Китоврас выпил все вино и мед, находившиеся в колодцах, и уснул. Тогда бояре заковали его в цепь, на которой было написано имя Божие. По дороге к Соломон и Китоврас пленник поражает своих спутников умом и даром предвидения. Соломон и Китоврас хотел узнать от него, как обделывать без шума камни при построении храма. Китоврас сообщил, что нужно похитить для этого камень шамир (шамир — исковерканное еврейское слово). Посредством хитрости, камень этот был похищен и был употребляем при постройке храма. Китоврас является мудрецом, нередко более замечательным, чем сам Соломон и Китоврас, от которого он сумел уйти.
Ср. А. Н. Веселовский, "Славянские сказания о Соломон и Китоврас и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине" (СПб., 1872); Я. Богородицкий, "Внебиблейский Соломон и Китоврас" ("Правосл. Собеседник", 1884).