Соломон и Китоврас

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Соломон и Китоврас

повесть апокрифического характера, перешедшая к славянам из еврейской литературы при посредстве греческой. Личность Соломон и Китоврас вызвала у евреев ряд рассказов о его мудрости, о построении храма, составляющих как бы отдельные части одной поэмы. Эти рассказы: "Суды Соломон и Китоврас", "Сказание о Царице Южской", "Соломон и Китоврас и Китоврас". Китоврас (может быть, испорченное греческое Κένταυρος) является враждебным Соломон и Китоврас представителем злой силы. Для пленения его придумана была следующая хитрость: бояре Соломон и Китоврас наполнили по дороге Китовраса два колодца вином и третий медом; Китоврас выпил все вино и мед, находившиеся в колодцах, и уснул. Тогда бояре заковали его в цепь, на которой было написано имя Божие. По дороге к Соломон и Китоврас пленник поражает своих спутников умом и даром предвидения. Соломон и Китоврас хотел узнать от него, как обделывать без шума камни при построении храма. Китоврас сообщил, что нужно похитить для этого камень шамир (шамир — исковерканное еврейское слово). Посредством хитрости, камень этот был похищен и был употребляем при постройке храма. Китоврас является мудрецом, нередко более замечательным, чем сам Соломон и Китоврас, от которого он сумел уйти.

Ср. А. Н. Веселовский, "Славянские сказания о Соломон и Китоврас и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине" (СПб., 1872); Я. Богородицкий, "Внебиблейский Соломон и Китоврас" ("Правосл. Собеседник", 1884).

Смотрии так же...