Сионская весть

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
Список стандартов альпинистского снаряжения.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЖ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИЧ
СИШ
СИЯ

Сионская весть или секта десного братства, или еговисты — секта, появившаяся около 50-х гг. XIX стол. в округе Гороблагодатских заводов в Пермской губернии. Сионская весть вестию эта секта названа по ее символической книге, в которой изложены основы ее учения. Основателем секты был штабс-капитан артиллерии Николай Созонтович Ильин, человек очень даровитый и образованный; официально он значился сыном солдата, но сам называл себя незаконнорожденным сыном какого-то шведского ген. Паткуля. Первоначальное воспитание Ильин получил православное, но потом, хотя и не надолго, отдан был в иезуитский коллегиум в Полоцке. В 1832 г. он поступил в военную службу, где скоро обратил на себя внимание начальства, особенно когда в 1841 г. издал руководство по морской артиллерии. Ильин любил читать книги духовного содержания; занимаясь, между прочим, чтением "Маяка" и "Сионского вестника", он мало-помалу стал впадать в мистицизм. О влиянии на него некоторых статей "Маяка" сам Ильин писал редактору, что "он не в силах удержать порыв своего восторга и скрыть чувство искренней признательности перед тружениками истинно благих и достохвальных произведений". В 1842 г. Ильин напечатал в "Маяке": "К пополнению житницы истинного просвещения первое зерно человеческого знания", "Умовый (т. е. теоретический) взгляд на общую азбуку в природе человека". Задача этого сочинения состояла в соединении всех одним языком, общею азбукою. В предисловии автор рекомендует соединение науки с верою. Уже в то время, когда он писал "азбуку", он, по собственным его словам, начал утверждаться в новом своем учении, в котором дал обширное значение "внутренним явлениям, видениям, восхищениям, откровениям, снам, гласам" и т. п. Желая объединить все человечество не только одним общим языком, но и одною верою, Ильин видел в этом свое призвание. Он уверял, что в 1843 г. ему было откровение во сне о сущности христианства, которое будто бы состоит в одной только любви. При таком психическом состоянии, не разрывая еще окончательно связи с церковью, Ильин был переведен в Оренбург, а потом в Екатеринбург. Здесь в 1846 г. он начал сильно нападать на православие. Поселившись в Баранчинском заводе, он нашел последователей, с которыми и сочинил свод своего учения под назв. Сионской вести. Первыми прозелитами новой секты были его родные, друзья и родные его друзей. Затем он задумал склонить в свою секту всех беспоповцев, как таких сектантов, которые, будучи лишены церковно-иерархического авторитета, более податливы к восприятию новых учений. За открытую пропаганду своего лжеучения Ильин был арестован и сослан по суду, вместе с некоторыми из своих последователей, в Соловецкий м-рь. И здесь он писал новые сочинения и пытался их распространить при содействии одного караульного солдата, своего единомышленника; вследствие этого его заключили в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Последние дни своей жизни Ильин провел в Митаве, где и умер в 1890 г. Учение его представляет смесь духоборческого мистицизма, грубого материализма, рационалистического еврейства, противообщественных понятий и какой-то фантастической братской любви. Оно существует и в настоящее время, в Пермской губ. и вообще по Уралу. Сочинения Ильина, написанные прозою и стихами, почитаются его последователями как бы некое евангелие. В основу своего учения Ильин положил Апокалипсис, толкуемый им по-своему. Он отвергает почитание святых и мощей, авторитет церкви и даже св. апостолов. Он заповедует своим последователям:

"Ни церквей, ни алтарей не создавать

А на всяком месте Бога прославлять

Ни обрядов, ни попов не сочинять;

Всяк свою мысль должен Богу выражать

Ибо каждый брат есть царь и иерей".

Ильиным составлены "Вечерня", "Обедня", "Догмат (или, вернее, обряд) покаяния без духовника", "Молитва пред обедом и молитва после обеда". Существенные части установленного им культа — пение гимнов, музыка, коленопреклонения и земные поклоны, молитвенные обращения к Богу, взаимные благожелания и благословения. Он заповедует праздновать субботу, установляет обрезание, запрещает употреблять в пищу свинину, но вместе с тем называет евреев "сонмищем сатаниным". Конечные его чаяния заключаются в чувственном тысячелетнем царстве на земле, в Иерусалиме. В настоящее время происходит духовное, невидимое разделение всех на десных и ошуйных (т. е. не принадлежащих к "десным", как называют сами себя сектанты). Когда приблизится тысячелетнее царство Христово — израильское, тогда Господь начнет и видимо соединять и собирать христиан на две стороны; а когда совершится конечное отделение на десную и ошуйную, видимо и пред глазами всех, тогда первые возлягут в благодатном царствии с Авраамом, Исааком, Иаковом, с пророками, апостолами и мучениками. В этом царстве (в Иepyсалиме) будут рощи, сады, обилие плодов, золота, серебра, не будет ни наук, ни школ, ни властей, ни судей, а все будут равны и святы. Ср. "Капитан Ильин и его последователи" ("Пермские епарх. ведом.", 1867, № 24); А. Вишняков, "Сионская весть весть" ("Правосл. обозрение", 1867, № 6); проф. H. Ивановский, "Материалы для характеристики секты, известной под именем Сионская весть вести" ("Правосл. собеседник", 1876, май); Ч—н, "Секта Сионская весть весть" ("Церковный вестник", 1888, № 22); П. Красовский, "Сионская весть весть, или секта десного братства" ("Странник", 1897, ч. I); Н. Ивановский, "О секте общества десных, или Сионская весть вести" ("Миссионерское обозрение", 1899, январь, апрель).

Смотрии так же...