Синод правительствующий

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЖ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИЧ
СИШ
СИЯ

Синод правительствующий

Святейший Bcepоссийский Правительствующий Синод правительствующий — есть соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквями правительство, через которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая (Св. Зак. Основн. т. 1, ч. 1, ст. 43). Святейший Синод правительствующий учрежден имп. Петром I января и торжественно открыт 14 февраля 1721 г. Учреждение Синод правительствующий было вызвано сознанием в настоятельной необходимости перемены в строе высшей церковноправительной власти, для устранения многочисленных нестроений в области церковного управления и религиозной жизни народа и для усиления деятельности церкви соответственно ее назначению. Учрежден Синод правительствующий взамен патриаршей власти и поместных соборов, временно составлявшихся в древней России. "Соборное правительство" было признано со стороны монарха наилучшим установлением для всестороннего заведования церковью. Это было не только личным убеждением монарха и его сподвижников в реформах, но служило выражением так называемой территориальной системы государства и церкви, господствовавшей в конце XVI I и в XVIII вв. в воззрениях ученых правоведов, государственных мужей и просвещенных людей Западной Европы и проводившейся в законодательствах некоторых государств, напр. Швеции. По этой теории, наилучшим видом строя государственных и церковных учреждений были коллегии. Учреждая коллегии для заведования различными сторонами государственного управления, Петр I повелел просвещеннейшему иерарху русской церкви, Феофану Прокоповичу, составить и для "Духовной коллегии" "Духовный Регламент", в котором начертано было ее устройство и ведомство. Духовная коллегия при ее открытии, согласно с докладом ее членов, была наименована Святейшим Правительствующим Синод правительствующий, который признан был и патриархами восточных церквей в значении высшего соборного правительства русской церкви, им равностепенного. Святейший Синод правительствующий немедленно по его учреждении был поставлен верховною властью в строй правительственных учреждений государства. Над Синод правительствующий нет иной высшей власти, кроме единой самодержавной особы монарха. Правительственное его значение в делах и учреждениях церкви равно значению правительствующего сената в делах государственных. Синоду предоставлено было право учинять конференции с сенатом и сноситься с ним сведениями, а коллегиям и провинциальным установлениям посылать указы. Равное с сенатом положение за ним сохраняется и в настоящее время; губернским учреждениям им посылаются указы и поныне. Со времени учреждения министерств в начале XIX в. Синод правительствующий непосредственных сношений с высшими государственными учреждениями (комитетом министров, Государственным Советом и т. п.), министрами и главноуправляющими не имеет, а производит сношения с ними через посредство обер-прокурора, при нем состоящего. В состав святейшего Синод правительствующий входят присутствие и синодальные учреждения. Присутствие составляют иерархи. Число их по регламенту должно быть 12, но в действительности личный состав присутствия никогда не достигал этого числа. В первый год существования Синод правительствующий в составе его присутствия было 11 лиц; затем число это уменьшалось; в 1726 г. определено было 6 членов; в последующие времена состав присутствия доходил иногда до 3 лиц; по штату 1763 г. назначено было 6; с половины XVIII в. до настоящего времени обыкновенно бывает в присутствии 7 иерархов, каковое число внесено в штат 1819 г., но по временам налицо не имеется. По Регламенту, в составе синодального присутствия должны заседать иерархи епископской и пресвитерской степени священства: но и это правило на самом деле не всегда исполнялось. В XVIII веке были времена, когда в Синоде заседали исключительно архиереи; но обыкновенно в его состав входили архимандриты, в числе от четырех до двух, и протоиереи — в числе двух. Архимандриты перестали назначаться в Синод правительствующий с начала XIX в., а протоиереи — после 1885 г. В настоящее время присутствие Синод правительствующий составляют исключительно архиереи. Из них одни именуются синодальными членами, и в их числе первоприсутствующий, а другие — присутствующими. Синодальные члены назначаются именными указами, присутствующие — высочайшими повелениями. Звание синодального члена пожизненно, но не все синодальные члены постоянно находятся в составе присутствия; два из них состоят первоприсутствующими синодальных контор: московской — митрополит Московской епархии, грузино-имеретинской в Тифлисе — экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский, они вызываются из своих епархий высочайшими повелениями для временного присутствия в Св. Синод правительствующий, равно как и другие епархиальные архиереи, получившие почетный титул синодальных членов. Последние, впрочем, имеют право заседать в Синод правительствующий во время пребывания их в СПб. Присутствующими в Св. Синод правительствующий называются как епархиальные, не имеющие означенного титула, архиереи, вызываемые с начала XIX в. для заседания в Синод правительствующий на неопределенное время, так и постоянно заседающие в нем преосвященные, освобожденные от управления епархиями или управляющие ставропигиальными монастырями. Таким образом, присутствие Синод правительствующий в XIX в. состоит из лиц, заседающих в нем постоянно или временно. — Назначенное в составе Синод правительствующий лицо при первом же заседании в нем приводится к присяге по особой форме. И члены, и присутствующие имеют одинаковое право голоса. Члены Синод правительствующий имеют по закону право объявлять высочайшие указы, сказанные им словесно. Заседающие в Синод правительствующий епарх. архиереи и настоятели монастырей не освобождаются от управления их епархиями и монастырями; в заседания они должны являться обязательно; получают особое жалованье по занятиям в Св. Синод правительствующий, сверх тех доходов, которые им идут по управлению епархиями или монастырями; один из них состоит председателем духовно-училищного совета при Св. Синод правительствующий Определения Св. Синод правительствующий должны постановляться единогласно; разногласия, если они не устранены согласительным предложением обер-прокурора, представляются монарху. Присутствие Св. Синод правительствующий обладает всеми видами высшей власти в русской прав. церкви. Законодательная власть принадлежит ему как по значению его в строе церкви в качестве соборного правительства и высшего учреждения, так и по закономерному уполномочию от верховной власти государства. По основным началам права вселенской церкви, всякая поместная автокефальная церковь имеет власть издавать обязательные в пределах ее ведомства правила по предметам, относящимся до распространения, утверждения и охранения истин вероучения и нравоучения христианского, до порядка и благоустройства общественного и частного богослужения и таинств — до всего, что касается принадлежностей богослужения и отправления священно- и церковнослужителями обязанностей по их должностям в церкви и по условиям их звания, а равно в разъяснение, развитие, применение и дополнение канонов вселенской церкви. В древней допетровской Руси властью издавать такие правила обладали повременные соборы. Они издавались в виде соборных грамот, наказов, посланий, уложений. С учреждением Св. Синод правительствующий созывание соборов прекратилось, и власть их перешла на св. Синод правительствующий — "соборное правительство" церкви. Кроме того, Синод правительствующий учрежден взамен патриаршей власти — а патриарх в качестве первенствующего и высшего иерарха церкви имел право издавать "уставные грамоты", как руководственные правила или обязательные распоряжения, и разрешать недоуменные случаи; такие разрешения служили руководством для действий всех иерархов в последующие времена. Эта руководственная власть, близко граничащая с законодательной, от патриарха перешла к Синод правительствующий В области указанных предметов Синод правительствующий обладает автономическою деятельностью, не стесняемою со стороны государственной власти, к ведению которой не могут относиться предметы учения веры, религиозной нравственности и богослужения и истолкование канонов вселенской церкви. Правила самостоятельного законодательства составляются Синодом по поводу представлений епархиальных архиереев и подвластных Синод правительствующий учреждений и при обсуждении текущих дел, обнаруживающих необходимость изменения прежних правил или издания новых. По процессу образования они являются плодом рассуждений Св. Синод правительствующий на основании слова Божия, канонов церкви, апостольских и отеческих преданий. Составляются они в форме определений Св. Синод правительствующий и обнародуются синодскими циркулярными указами. — Законодательная деятельность Синод правительствующий по уполномочию от государства бывает по содержанию, процессу и отношениям к органам законодательной власти государства двоякого вида: по одним предметам деятельность Синод правительствующий получает санкцию и силу исключительно от монарха, а по другим Синод правительствующий соучаствует в качестве органа законодательной власти наравне с другими высшими государственными учреждениями. Законодательная власть по уполномочию от государства предоставлена Св. Синод правительствующий с самого его учреждения Петром I, сохранялась за ним во все время его существования и принадлежит ему, в определенных практикою границах, и в настоящее время. Область предметов, подлежащих законодательной деятельности Св. Синод правительствующий с "соизволения", или с "одобрения", или с "утверждения" монарха, но без участия иных органов государственной законодательной власти, в течение XVIII и XIX вв. не была точно определена в каком-либо законодательном акте и потому изменялась в своем объеме. В эту область входят обыкновенно проекты законов касательно таких установлений, которые относятся исключительно к составу ведомства православного исповедания и не подлежат ведению иных учреждений государства. В строй русской православной церкви входят: приходы, монастыри, должности по духовному ведомству, епархиальные учреждения и учреждения при Св. Синод правительствующий Все проекты узаконений относительно учреждений ведомства Св. Синод правительствующий, если принятие их и приведение в действие не соединяется с ассигнованием на штатное их содержание из сумм государственного казначейства, составляются при Св. Синод правительствующий в его учреждениях или в особых комиссиях, рассматриваются и формулируются присутствием Синод правительствующий, восходят через обер-прокурора на высочайшее усмотрение и получают высочайшее "утверждение ", "одобрение", "соизволение" или "повеление" непосредственно от монарха. Такие узаконения издаются в форме высочайше утвержденных уставов (напр. уставы духовных консисторий, духовных академий, семинарий и училищ и т. п.), положений (о попечительствах призрения вдов и сирот духовенства, о духовно-учебном комитете и др.), инструкций (церковным старостам) и определений Св. Синод правительствующий они обнародуются в духовном ведомстве указами или при указах Св. Синод правительствующий на имя синодальных контор и епархиальных преосвященных, сообщаются правительствующему сенату и печатаются как в собрании постановлений и распоряжений правительства, так и в официальных печатных органах Св. Синод правительствующий (ныне — в "Церковных ведомостях", издаваемых при Св. Синод правительствующий с 1887г.), и затем помещаются в Полном собрании законов, а некоторые и в Своде Законов, в соответствующих томах. Разъяснительные правила, инструкции учреждениям и должностным лицам, руководственные наставления на основании означенных высочайше утвержденных узаконений составляют предмет автономической законодательной деятельности Св. Синод правительствующий и подчиненных ему установлений. В качестве органа законодательной власти Св. Синод правительствующий участвует также в изготовлении проектов законов по таким предметам, которые по своему содержанию имеют значение не только для "ведомства православного исповедания" или для православной русской церкви, но и для тех или других сторон государственного строя и управления. Для такого участия Свят. Синод правительствующий в XVIII в. составлялись, по распоряжению верховной власти, конференции Синод правительствующий и сената или особые комиссии (о духовных имениях и о составлении уложения при Екатерине II, в 1807 г. — комитет для начертания плана об усовершенствовании духовных училищ, в 1869 г. — присутствие по делам православного духовенства). Со времени учреждения министерств участие Св. Синод правительствующий в составлении узаконений, касающихся не одного только духовного ведомства, выражается наравне с центральными учреждениями, участвующими в процессах законодательной деятельности государства. Если сознание надобности в таком законе возникает в Св. Синод правительствующий, то он с высочайшего соизволения или приступает в составлению проекта непосредственно, или поручает составление его учреждению, при нем состоящему, а иногда особой комиссии, затем обсуждает изготовленный проект со стороны содержания и редакции, принятый им проект отсылает через обер-прокурора на заключение в те министерства, до которых по своему содержанию он может относиться, вновь пересматривает его вместе с присланными из министерства замечаниями, затем отправляет его в госуд. канцелярию для сличения с общим духом всего государственного законодательства и, наконец, через обер-прокурора представляет в Государственный Совет. Если проект нового закона, касающегося и до ведомства церкви, составляется в каком-либо министерстве или главном управлении, он присылается на заключение синодального обер-прокурора и Св. Синод правительствующий Административной власти Св. Синод правительствующий, как высшего церковного установления, всегда подлежало и подлежит заведование в высшей инстанции всеми учреждениями русской церкви, по всем сторонам и предметам церковного управления. В частности, относительно учреждений церковных ему принадлежит по действующему праву высшее и общее управление епархиями, духовно-учебными заведениями и церковно-приходскими училищами, разрешение открытия новых приходов, духовно-учебных заведений, женских общин, миссий в империи, обществ и братств для духовно-просветительных целей, утверждение распределения занятой по отделениям синодальной канцелярии, ходатайство перед верховною властью открытия новых епархий, миссий за границею и монастырей, преобразования женских общин в монастыри и изменения в пределах епархий. Относительно должностей Св. Синод правительствующий принадлежит право избрания и представления монарху кандидатов в архиереи, в члены синодальных контор, в протопресвитера военного духовенства и на должности обер-секретарей Св. Синод правительствующий; ходатайство о высочайших наградах за службу и услуги в среде церкви; назначение, непосредственное или по представлениям и предложениям, членов духовно-учебного комитета, духовно-училищного совета и комитетов духовной цензуры, ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий, настоятелей и настоятельниц монастырей, членов в заграничные миссии, преподавателей академического образования в духовно-учебные заведения, смотрителей духовных училищ, начальниц женских епархиальных училищ, епархиальных надзирателей церковно-приходских училищ, членов духовных консисторий, секретарей синодальной канцелярии и духовных консисторий; утверждение в ученых степенях магистра и доктора богословских наук и в звании почетных членов духовных академий; увольнение в продолжительный отпуск и на покой преосвященных (с высочайшего разрешения), разрешение продолжительных отпусков ректоров академий и семинарий, пострижения в монашество в исключительных случаях и сложения сана священнослужителями и монашествующими по их просьбам.

По управлению имуществами церкви в настоящее время Свят. Синод рассматривает и утверждает составляемую хозяйственным при нем управлением ежегодную смету доходов и расходов по специальным суммам, в непосредственном ведении Синод правительствующий состоящим, а также смету ведомства православного исповедания на испрашиваемое от государства вспомоществование церкви, подлежащую внесению в общую годовую роспись государственных доходов и расходов; разрешает постройку зданий церковных установлений за счет общих и специальных сумм ведомства и на ассигнованные из казны пособия; заведует через состоящие при нем хозяйственное управление и контроль всем имуществом, принадлежащим Синод правительствующий, как церковному установлению — недвижимым (синодскими зданиями "духовного ведомства"), капиталами (духовно-учебным, типографским и пр.), синодальными типографиями и книжными складами; разрешает сверхсметные пособия на нужды духовно-учебных заведений и других установлений и учреждение свечных заводов и эмеритальных касс духовенства в епархиях; ходатайствует перед верховною властью о соизволении на приобретение церковными установлениями недвижимых имуществ и на принятие завещаемых и жертвуемых значительных сумм церквам, монастырям и другим церковным установлениям; сам от себя разрешает им принятие пожертвований на менее значительные суммы; назначает из специальных сумм пожизненные пенсии и единовременные пособия духовным и светским лицам за их службу в ведомстве и вдовам их; утверждает контракты по синодальным учреждениям в сумме свыше 15000 р. и представления о сложении недоимок, взысканий и начетов по суммам ведомства, превышающим 3000 руб.; ходатайствует о разрешении заграничным православным церковным установлениям производить сборы в России и принимать пожертвования и распоряжается отправкой собранных сумм по назначению. Высшей руководственной власти и высшему надзору св. Синод правительствующий подлежат все церковные и ведомственные учреждения по всем сторонам, предметам и отправлениям церковного управления и религиозно-нравственное состояние православного населения России, в особенности в отношении к церкви и отечеству. С целью руководства по благословению Св. Синод правительствующий издаются священные, символические и богослужебные книги и сочинения св. отцов и учителей церкви; одобряются книги для употребления в учебных заведениях и для распространения в народе; разрешаются к печатанию системы богословских наук; рассылаются в чрезвычайных случаях по епархиям воззвания и наставления, обращенные ко всему православному населению России; для прочтения и разъяснения их содержания в церквах. Учреждениям и должностным лицам преподаются св. Синод правительствующий руководственные инструкции, правила, наставления и указы. Выражениями надзирающей власти св. Синод правительствующий служат рассмотрение и обсуждение представляемых из епархий и иных подведомственных установлений срочных и ежегодных отчетов, ведомостей, сведений, отдельных рапортов и донесений, дел, поступающих или требуемых по разным случаям и поводам; назначение в чрезвычайных случаях следствий и ревизий духовных консисторий; посылка ревизоров в духовно-учебные заведения; обсуждение представляемых следователями и ревизорами отчетов, Св. Синод правительствующий проявляет распорядительную власть в тех случаях, когда действия церковной власти простираются одновременно на все однородные установления церкви или относятся ко всему православному населению государства (напр. назначение молитвословий по случаю войны, распространение и обнародование манифестов по случаю государственных событий и т. п.). — Св. Синод правительствующий есть высшее судебное учреждение в русской церкви. Он был и продолжает быть единственной судебной инстанцией в случаях обвинения архиереев, членов Синод правительствующий и синодальных контор и протопресвитеров в нарушении правил и обязанностей церковной службы и в уголовных преступлениях, подведомственных церковному суду, а также по жалобам на них подвластных им лиц, по спорам о церковных правах и отношениях и по искам, предметом которых служит неисполнение бесспорных обязательств или неплатеж таковых же долгов. Он есть вторая и окончательно решающая инстанция по всем судебным делам, переходящим к нему из епархиальных и соответствующих им церковных судов в порядке ревизионном и апелляционном, также по доношениям и протестам прокуроров синодальных контор и секретарей духовных консисторий, предложениям обер-прокурора и частным жалобам на решения и распоряжения консисторий и иных епархиальных учреждений. В ревизионном порядке (т. е. в силу самого закона) и в апелляционном поступают в Синод правительствующий дела, по которым присуждаются в епархиальных судах браки — к расторжению на основании прелюбодеяния одного из супругов или природной неспособности к брачной жизни; брачные сопряжения — к признанию недействительными; священнослужители и монашествующие — к лишению сана; псаломщики — к исключению из духовного звания. Рассмотрение и разрешение всех судных дел в Синод правительствующий, в каком бы порядке они ни поступили, производится одинаковым образом. Объем подсудности Св. Синод правительствующий по содержанию дел всегда равняется объему компетенции церковных судов. Ему подсудны преступления против вероучения (ереси среди православных), постановлений церкви (расколы и т. п.), нравственности, правил и законов о браке, насколько они не относятся к компетенции судов уголовных, — преступления духовных лиц против должности, благочиния и благоповедения, — споры о церковных правах и отношениях, — споры, проистекающие из пользования церковною собственностью и из договоров о подрядах и поставках для церковных установлений, — споры о законности браков, — дела о расторжении браков и о недействительности брачных сопряжений. Св. Синод правительствующий исключительно и окончательно налагаются высшие церковные наказания как на духовных лиц, так и на мирян (анафема). Когда церковные вотчины находились в высшем заведовании св. Синод правительствующий (1721—63), синодскому суду подлежали в высшей инстанции крестьяне этих вотчин, состоявшие на службе по управлению ими слуги, приказчики, управители и все должностные лица, по спорам и жалобам, проистекавшим из принадлежности их к ведомству церковно-вотчинного управления, а духовные лица — по всем гражданским к ним искам. Св. Синод правительствующий есть представитель русской церкви перед правительствами заграничных православных церквей и инославных вероисповедных обществ и посредник для сношений с ними. Им посылаются по разным случаям послания и грамоты патриархам восточных православных церквей и элладскому синоду и от них получаются таковые, назначаются и отправляются пособия и пожертвования православным заграничным учреждениям и даются распоряжения и разъяснения в случаях споров между церквами и по поводу стремлений инославных заграничных иерархов к сближению или соединению с православною церковью.

При святейшем Синод правительствующий состоит обер-прокурор. Должность эта учреждена в 1722 г., оставалась незамещенною с июля 1726 г., восстановлена 31 дек. 1741 г. и с тех пор существует до настоящего времени. Обер-прокурор по данной ему инструкции 1722 г. должен быть органом государственного надзора в Св. Синод правительствующий, "оком царевым и стряпчим дел государственных", иметь в своей "дирекции" синодскую канцелярию и находиться в заседаниях присутствия Свят. Синод правительствующий Значение его в первые годы существования Синод правительствующий было невелико вследствие подчиненности его генерал-прокурору и отдаленности его от верховной власти. С 1741 г. в течение всего XVIII в. значение его постепенно усиливалось: он стремился к подчинению себе чиновников синодской канцелярии, к упрочению влияния своего на движение дел посредством предложений присутствию Синод правительствующий, к приобретению самостоятельного положения в отношениях к Синод правительствующий и генерал-прокурору и в особенности к непосредственным докладам о делах Синод правительствующий верховной власти и к получению от нее именных указов и повелений для объявления Св. Синод правительствующий Это стремление нередко было причиною коллизии между Синодом и обер-прокурором. Коллизии эти разрешались иногда в пользу, а иногда против обер-прокурора, но не столько ослабляли, сколько увеличивали значение должности по мере фактического установления непосредственных отношений занимавших ее лиц к верховной власти. После учреждения министерств обер-прокурор, не причисленный ни к какому министерству, волею монарха поставлен был в 1803 г. в непосредственные отношения к нему: личные доклады членов Синод правительствующий монарху прекратились, и все сношения между Синодом и верховною властью стали происходить через обер-прокурора. Благодаря такому положению значение, права и власть обер-прокурора в делах Синод правительствующий достигли такой силы, что в 1817 г. было учреждено министерство духовных дел, соединенное с министерством народного просвещения. Министр духовных дел по "учреждению" министерства получал в отношениях к Св. Синод правительствующий и верховной власти в делах "ведомства греко-российского вероисповедания" права, равные правам министра юстиции в отношениях к Сенату и ведомству юстиции. Обер-прокурор Синод правительствующий поставлен был в подчиненные к министру отношения. Деятельность министерства духовных дел по входившему в его состав "отделению дел греко-российского вероисповедания" вызвала сильную оппозицию со стороны церковной иерархии. Вследствие этой оппозиции министерство духовных дел в 1824 г. было упразднено и "отделение дел греко-российского вероисповедания" было передано в ведение синодального обер-прокурора. С этих пор значение обер-прокурорской должности в течение XIX в. постепенно развивалось в направлении уравнения прав лиц, ее занимавших, с правами министров и главноуправляющих отдельными ведомствами. По действующему Праву, обер-прокурор занимает в ряду государственных должностей положение равное министрам и главноуправляющим отдельными ведомствами: он назначается и увольняется именными указами сенату; по делам службы подлежит ответственности исключительно перед верховною властью; представляет государю всеподданнейшие отчеты по "ведомству православного исповедания"; присутствует в заседаниях Св. Синод правительствующий, но не среди его членов, а за особым столом; следит за движением, направлением и законностью действий и решений присутствия; при докладах Синод правительствующий дел и при рассуждениях членов дает свои заключения; входит в Синод правительствующий с предложениями; просматривает и подписывает к исполнению его протоколы и журналы. Обер-прокурор — посредник между Синод правительствующий с одной стороны, верховною властью, высшими центральными государственными установлениями, министрами и главноуправляющими — с другой: он объявляет Синод правительствующий высочайшие указы, повеления и резолюции на доклады Синод правительствующий, подносит на высочайшее усмотрение доклады и определения Синод правительствующий, сносится по делам ведомства православного исповедания с министрами, главноуправляющими, комитетом министров, Государственным Советом и сенатом. Он состоит членом комитета министров и Государственного Совета. Под его начальством, руководством и надзором находятся все учреждения при Синод правительствующий; служащие в них чиновники определяются и увольняются или при его участии, или его приказами, или с его ведома; ему докладываются все дела этих учреждений, решение которых не предоставлено их собственной власти; он представляет всех чиновников ведомства к высочайшим наградам и назначает им пенсии и единовременные пособия. Обер-прокурор есть блюститель за точным приведением в действие законов по ведомству православного исповедания не только в центральных его установлениях, но и в местных: органами его надзора служат прокуроры синодальных контор, секретари духовных консисторий, члены-ревизоры духовно-учебного комитета, главный инспектор и епархиальные наблюдатели церковно-приходских училищ. С 1864 г. имеется товарищ обер-прокурора с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров. Обер-прокурор имеет канцелярию, организованную совершенно одинаково с канцеляриями министров. — Во все время существования Св. Синод правительствующий к его устройству принадлежали и принадлежат синодальные учреждения, из которых одни находились и находятся при нем, в СПб., другие — в иных городах. Число этих учреждений в первые годы существования Синод правительствующий простиралось до 12. С открытием Синод правительствующий при нем была основана синодальная канцелярия с таким же устройством, как и сенатская, постепенно увеличившаяся в составе в течение XVIII и XIX вв. и в настоящее время разделяющаяся на 6 отделений, из которых в каждом есть обер-секретарь и секретари. Ведению Синод правительствующий были предоставлены приказы патриаршие духовный, казенный и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора; были учреждены тиунская контора в СПб., духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел и канцелярия раскольнических дел в Москве. Из всех этих учреждений сохранились до настоящего времени, кроме синодальной канцелярии, московские синодальная контора и типографская контора; все прочие были закрыты в течение первых двух десятилетий существования Синод правительствующий; монастырский приказ в 1724 г. был переименован в камер-контору синодального правительства, в 1726 г. — в коллегию экономии, в 1744 г. — в экономическую канцелярию синодального правительства, в 1762 г. — снова в коллегию экономии, но с подчинением ее сенату. В конце XVIII в. синодальных учреждений было только 3. В 1808 г. рядом с Св. Синод правительствующий была учреждена комиссия духовных училищ, преобразованная в 1839 г. в духовно-учебное управление, замененное в 1867 г. духовно-учебным комитетом; в 1824 г. открыта в Тифлисе грузино-имеретинская синодальная контора; в 1824 г. в ведение обер-прокурора Святейшего Синод правительствующий перешло по упразднении министерства духовных дел отделение дел греко-российского вероисповедания, вошедшее в 1839 г. в состав канцелярии обер-прокурора, учрежденной в 1836 г.; в 1833 г. учрежден хозяйственный комитет при Синод правительствующий, в состав которого вошел в 1838 г. контроль отделения духовных дел, переведенный из комиссии духовных училищ; в 1839 г. комитет преобразован в хозяйственное управление при Св. Синод правительствующий; в 1867 г. контроль при Св. Синод правительствующий поставлен отдельно от прочих учреждений при Св. Синод правительствующий; в 1884 г. учрежден при Св. Синод правительствующий духовно-училищный совет для высшего заведования церковно-прих. училищами во всей России. — Таким образом, в настоящее время существуют следующие Синодальные учреждения: канцелярия Св. Синод правительствующий, синодальные конторы московская и грузино-имеретинская, хозяйственное управление, контроль, духовно-учебный комитет, духовно-училищный совет, московская типографская контора и канцелярия Синодального обер-прокурора.

Литература. Востоков, "Св. Синод правительствующий и отношения его к другим государственным учреждениям при имп. Петре I" ("Журн. Мин. нар. просв.", 1875, июль и август); Вл. Попов, "О Св. Синод правительствующий и об установлениях при нем в царствование Петра I, 1721—1725 гг." (СПб., 1881); Ф. Жорданий, "Св. Синод правительствующий при Петре Великом в его отношении к правительствующему сенату" (Тифлис, 1882); H. И. Кедров, "Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого" (М., 1 886); Т. В. Барсов, "Св. Синод правительствующий в его прошлом" (СПб., 1896); его же, "Синодальные учреждения прошлого времени (СПб., 1897); "Синодальные учреждения настоящего времени (СПб., 1899); M. Горчаков, рецензия на сочинения Т. В. Барсова о "Св. Синод правительствующий и синодальных учреждениях" (в "Отчете" о XL присуждении наград графа Уварова в 1899 г.); П. В. Знаменский, "К истории Св. Синод правительствующий" (отзыв о вышеупомянутом сочинении Т. В. Барсова в "Христ. чтении", 1900, вып. 1, стр. 142—156). Ф. В. Благовидов, "Обер-прокурор Св. Синод правительствующий в XVIII в. и в первой половине XIX стол." (Казань, 1899).

M. Горчаков.

Список обер-прокуроров Св. Синод правительствующий: полковник И. В. Болтин (1721—1725); гвардии капитан А. Баскаков (1725—26); от армии капитан Р. Раевский (1726); д. ст. с. кн. Я. П. Шаховской (1741—53); ст. сов. A. И. Львов (1753—58); ген.-майор А. Синод правительствующий Козловский (1758—63); д. ст. сов. И. И. Мелиссино (1763—68); бригадир П. П. Чебышев (1768—74); ст. сов. Синод правительствующий В. Акчурин (1774—86); ст. сов. А. И. Наумов (в должности обер-прокурора на 1791 г.); д. ст. сов. гр. А. И. Мусин-Пушкин (1791—97); кн. В. А. Хованский (1797—99); Д. И. Хвостов (1799—1803); д. ст. сов. А. А. Яковлев (1803); тайн. сов. кн. А. Н. Голицын (1803—17); д. ст. сов. кн. П. Синод правительствующий Мещерский (1817—33); д. ст. сов. Синод правительствующий Д. Нечаев (1833—36); ген.-адъют. гр. Н. А. Протасов (1836—55); тайн. сов. А. И. Карасевский (и. д. 1855—56); гр. А. П. Толстой (1656—62); ген.-адъют. Ахматов (1862—65); гр. Д. А. Толстой (1865—80); д. т. с. К. П. Победоносцев (с 1880 г. до настоящего времени).

Смотрии так же...