Синаксис

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЖ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИЧ
СИШ
СИЯ

Синаксис

Синаксарь, Синаксарий (от слова σύναγω — собираю, схожусь) — так назывались внебогослужебные собрания православных христиан, посвященные благочестивому чтению и псалмопению; в древности в греческой (а также в латинской) церкви название Синаксис носила и книга, содержавшая в себе избранные места из произведений христианской литературы для чтения в этих собраниях. Содержанием синаксариев служат обыкновенно рассказы о подвигах святых и о страданиях мучеников, а также целые жизнеописания, позже получившие название пролога. Многие христианские писатели думают, что Синаксис составляет христианское подражание еврейской синагоге, но, по Епифанию Кипрскому, название синагоги из христиан присвоили своим собраниям только еретики, напр. евиониты. Первый употребивший слово σύναξις в применении к внебогослужебным церковным собраниям был св. Кирилл, епископ Иерусалимский. В 14-м своем огласительном поучении (гл. 24) он сообщает о Синаксис верных, бывшем непосредственно за вознесением Христовым в Иерусалиме. Впрочем, тех собраний, на которых он произносил свои катехизические и огласительные поучения, Кирилл не называет синаксами и свои поучения именует словами, беседами. Синаксы собирались главным образом в воскресные дни и в праздники, причем содержание читаемых синаксариев составляли жития святых дня; таков, напр., сохранившийся в древнем славянском переводе древнейший христианский синаксарий на собор архангела Гавриила, на страдания священномученика Иринея и др. Этот сборник житий доселе перепечатывается с именем синаксария в славянском и русском переводе (напр. в "Синодальном каталоге" 1899 г., № 225). Часто синаксарий составляет ряд выдержек из "прологов". Златоуст также говорит о синаксах и читаемых на них синаксариях (бес. V на Мф., бес. XXIX на Деян.). Некоторые писатели думают, что Синаксис сопровождался таинством причащения. В монастырских правилах на Западе в V в. слово synax встречается как синоним collecta (коллекта — собрание верных для слушания священного чтения). Кассиан, самый древний писатель о синаксе (institut. coenob. II, cap. 10), называет этим именем собрание монахов, соединившихся для псалмопения и молитвы. В правиле св. Бенедикта упоминается synax du soir, синаксарь вечерний. Коломбан (гл. VII) говорит, что "в выборе псалмов одни Синаксис обыкновенно отличаются от других". Св. Донат называет Synax ночным занятием христиан.

Н. Б—в.

Смотрии так же...