Сидоний Аполлинарий (полное имя — Gaius Sollius Modestus Apollinaris Sidonuis) — даровитейший представитель галло-римской литературы V в. и политический деятель. Принадлежал к одной из самых аристократических фамилий Галлии, члены которой занимали высшие административные места. Родился в Лионе, между 430 и 433 гг. Родственные узы со знатным овернцем Авитом, на дочери которого Сидоний Аполлинарий был женат, побудили его последовать за тестем в Рим, когда тот провозглашен был в Галлии императором (в 455 г.). По случаю получения Авитом консульства (456) Сидоний Аполлинарий сложил в честь его огромный стихотворный панегирик (более 600 гекзаметров; Саrm. VI — VII), в котором созывает целый Олимп, заставляет Юпитера произнести пространное изложение жизни и деяний нового императора, просит Феба "сберечь свое сияние для неба; для земли достаточно Авита". В литературном отношении панегирик Сидоний Аполлинарий не имеет почти никакого значения, но он весьма важен как исторический источник; особенно ценна характеристика положения Галлии по отношению к Риму. Стихотворение это упрочило литературную славу Сидоний Аполлинарий: ему воздвигнута была статуя в портике Траяна (Саrm. VIII). Через полтора года Авит был свергнут с престола, и Сидоний Аполлинарий должен был вернуться в Галлию, где принял деятельное участие в возмущении провинции против нового императора, Майориана. В 4 5 8 г. Сидоний Аполлинарий удалось получить прощение Майориана, и в благодарность за это он сложил панегирик и в честь нового императора, таких же размеров, как и в честь своего несчастного тестя (Саrm. IV — V). В этом стихотворении, выполненном, в общем, гораздо лучше предыдущего, Сидоний Аполлинарий искусно обходит всякий намек на участь Авита и доходит до геркулесовых столбов лести; произнося панегирик в Лионе, очаге восстания и наиболее пострадавшем от императорских войск, Сидоний Аполлинарий восклицает: "Нам нравятся самые наши развалины, так как мы были причиной вашего триумфа". И это стихотворение заключает ценные подробности для историка; такова, напр., характеристика франков и изображение влияния, оказанного на вандалов климатом Африки. В любопытном предисловии Сидоний Аполлинарий оправдывает перемену своих убеждений примерами двух знаменитых писателей древности: Вергилия и Горация. Когда в 461 г. Майориан был убит, у Сидоний Аполлинарий не нашлось ни одной строчки, чтобы почтить его кончину; зато он умел поладить с одним из ближайших преемников Майориана, Анфимием, которому в 468 г. держал похвальное слово, также в стихах, такого же объема и также по случаю второго его консульства (Саrm. I — II). Панегирик Анфимию по выполнению стоит гораздо ниже двух предшествующих; тем не менее, Сидоний Аполлинарий получил за него должность префекта столицы (praefectus urbi) и титул патриция. В новой должности Сидоний Аполлинарий пробыл очень недолго: в 469 — 470 г. мы видим его перешедшим в духовное звание и занявшим пост епископа в городе Арвернов (нын. Клермон-Ферран). Хотя Сидоний Аполлинарий не имел ни чувств истинного христианина, ни, тем более, надлежащей подготовки к высокому духовному сану, однако он проходил свою должность не без славы. Наряду со своим зятем Экдицием Сидоний Аполлинарий стал во главе провинции в борьбе с теснившими ее готами и при постыдной сдаче им римлянами Оверни попал в руки врагов. Король готов, Эйрих, отправил Сидоний Аполлинарий в крепость Ливию, около испанской границы. Тяжелое положение свое в изгнании Сидоний Аполлинарий изобразил в небольшом стихотворении (Саrm. XII), обращенном к другу его Катуллину. Возвращению Сидоний Аполлинарий из изгнания способствовала опять стихотворная похвала, сложенная им в честь главного его врага, Эйриха. Вернувшись в Клермон, Сидоний Аполлинарий посвятил себя преимущественно пастырским обязанностям, вскоре прекращенным его смертью (после 480 г.). Собрание стихотворений Сидоний Аполлинарий обнимает 24 произведения, включая и вышеупомянутые панегирики, составляющие первую часть собрания. Введением ко 2-й части служит 9-е стихотворение, в котором Сидоний Аполлинарий весьма однообразно излагает другу Феликсу, чего нельзя ожидать от его произведений сравнительно с предшествующими поэтами. Послание это, к которому весьма близко подходит по содержанию 23-е стихотворение, особенно любопытно потому, что дает понятие о громадной начитанности, которою обладал Сидоний Аполлинарий в античных поэтах. О некоторых из сообщаемых здесь мелких фактов по истории римской литературы не упоминает ни один другой писатель (напр., указание на происхождение возлюбленной Овидия, Коринны, из дома Августа). Далее, в числе стихотворений встречаем два брачных гимна (epithalamia; Carm. X —XI; XIV— XV), описание поместья (burgus) одного из друзей поэта, дающее ясное понятие о жилище богатых современников Сидоний Аполлинарий (Carm. XXII). Остальные стихотворения — послания к друзьям и родственникам. Из этих стихотворений всего одно (Carm. XVII) отличается христианским характером; это — благодарность епископу Фаусту, ласково укрывшему Сидоний Аполлинарий от солнечного жара. Поэт просит здесь вдохновения не у языческих богов, а у того Духа, который погубил египтян в Чермном море и помог Юдифи убить Олоферна. Подобным же образом автор перечисляет далее деяния Божии во всей еврейской истории и кончает вочеловечением и страданиями Спасителя. Все это составляет предисловие к просьбе, направленной к Духу (Богу): помоги мне достойным образом восхвалить и возблагодарить Фауста. Вообще это стихотворение, 128 стихов которого смело можно было бы сократить в 10 раз, наглядно показывает, как поверхностно Сидоний Аполлинарий усвоил себе христианские истины. Поступив в духовное звание, Сидоний Аполлинарий решил оставить свои занятия поэзией: обещание это он сдержал не вполне, так как изредка вставлял стихи в свои письма к друзьям и знакомым. До нас дошли 9 книг писем Сидоний Аполлинарий, в количестве 147 (из которых одно ответное — к Сидоний Аполлинарий от Мамерта Клавдиана). Все письма написаны в зрелом возрасте и почти исключительно обращены к друзьям (к жене — 1 письмо; 6-я книга адресована вся к знатным епископам). Сборник возник из действительно написанных писем (деловых, рекомендаций, поздравлений, извещений о смерти и т. д.), но затем разросся в силу усвоенного у Плиния и Симмаха стремления излагать свои взгляды по тем или другим вопросам, а также желания знакомых и друзей быть увековеченными в письмах красноречивого и знатного автора. Некоторые из этих писем представляют настоящие панегирики, напр., письмо Теодориху II готскому (Ер. II, 1), где содержатся весьма любопытные подробности об образе жизни этого короля. Письма, адресованные епископам, отличаются торжественным тоном и заканчиваются оборотами, взятыми из богослужебного языка. Общее значение соч. Сидоний Аполлинарий верно определено Ешевским: трудно представить себе человека, который прочел бы их из-за одного любопытства, но они представляют неоцененный материал для политической и литературной истории галло-римского мира в V стол. Сидоний Аполлинарий отличался тою же неустойчивостью и непоследовательностью, как и вся современная ему эпоха, стоящая на рубеже между античным миром и средними веками. Главное издание Сидоний Аполлинарий принадлежит Luetjohann'y (Б., 1887), новейшее и общедоступное — Mohr'y (Лпц., 1895; все ссылки на Сидоний Аполлинарий в настоящей статье сделаны по этому изданию). См. Сидоний Аполлинарий Ешевский, "К. Сидоний Аполлинарий Аполлинарий Сидоний Аполлинарий, эпизод из литературной и политической истории Галлии V в." (М., 1855); Сидоний Аполлинарий Chaix, "St. Sidoine Ар. et son si è cle" (Клермон-Ферран. 1867); предисловие к указанному изданию Luetjohann'a.
A. М — н.