Свеча (этногр.)

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СВА
СВЕ
СВИ
СВО
СВТ
СВЯ

Свеча(этногр.) — играет большую роль в народных поверьях и обрядах; в сказках встречается очень редко; в песнях отсутствует. Известны Свеча громничные (см. "Этнографическое Обозрение", XI, 189; XIX, 28; XXVII, 118, 120; XXXI, 143), Свеча крещенская, Свеча венчальная, Свеча обидящая, Свеча воровская ("Этнографическое Обозрение", VI, 83; X, 55) и др. (см. в "Культурные переживания" Н. Сумцова, §§ 37, 113, 116, 188). Обидящая Свеча (в Малороссии и в Донской обл.) ставится нижним концом вверх, чтобы вызвать у вора угрызения совести или погубить врага. Она встречается в старинных малор. судебных процессах о колдовстве (напр., в проц. 1705 г. в каменец-подольском магистрате). В основе поверий об обидящей Свеча лежит древнее сближение души с огнем. В последние годы неоднократно возникали уголовные процессы по поводу Свеча из человеческого жира. В темной народной массе еще живет суеверное предположения, что вор, располагающий Свеча из человеческого жира, свободно может красть при непробудном сне хозяев. Как в Великой, так и в Малой России, для получения жира выкапывают трупы или даже убивают детей. В Малороссии такое поверье связано с рукой мертвеца. В Московской Руси XVI—XVII стол. воры употребляли руку трупа для усыпления хозяев. Своеобразное значение имеет встречающийся кое-где обычай "женитьбы свечки": вечером 1 сентября на базаре торговые люди ставят на столе деревцо, украшая его цветами, Свеча, яблоками, сластями, угощают друг друга водкой, поют песни. В Киеве такие вечеринки устраивают хозяева-ремесленники для своих рабочих. В "Киевлянине" 1889 г. (№ 190) сделана попытка исторического истолкования этого обычая королевской грамотой 1506 г., снявшей с киевлян неприятный налог "на каганец"; но такое объяснение не может быть принято, так как обычай "женить свечку" встречается не только в Киеве, но и в Великороссии, и в западно-европейских странах, только с другими названиями или в приурочении к другим событиям (в Малороссии — на свадьбах, в Великороссии — на масляной, на Западе — на Рождество Христово). Чествование деревца с возжением Свеча встречается в глухих местах Кавказа, в Монголии, в Аравии. В основании обычая лежит древнейший культ Солнца и символическое выражение растительной силы, в виде украшенного деревца. Название обычая "женитьбой свечки" — местное; вероятно, оно произошло от обычая перевязывать деревцо и Свеча на нем красными лентами, что наводит на мысль о свадебном торжестве. В историко-бытовом отношения заслуживает внимания старинное домашнее производство восковых Свеча, совершавшееся с благоговением, с молитвами. В воск примешивали краски и получали тогда цветные Свеча Иногда украшали Свеча золотой бумагой. Обычай домашнего приготовления церковных Свечавытеснен монопольным заводским производством духовного ведомства. Кое-где (напр., в Галиции) еще сохранился старый обычай домашнего приготовления Свеча для церкви.

Н. С—в.

Смотрии так же...