Переживания

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Переживания — остатки древних форм быта и культуры. Эти своего рода окаменелости являются важным предметом изучения, как общественная и моральная археология. В науке термин Переживания, или пережиток, выдвинут впервые и обстоятельно обоснован Тэйлором в сочинении о первобытной культуре (1871). Здесь же установлена разница между понятиями суеверия и Переживания Слово, выражающее на английском языке понятие о суеверии (superstition, от super stare — стоять наверху, уцелеть), очень близко к понятию о Переживания; но термин суеверие в настоящее время имеет смысл укора, который в применении к остаткам вымершей низшей культуры, внедрившимся в живую высшую культуру, часто был бы слишком суров и несправедлив, например, по отношению ко многим детским играм и свадебным обрядам. Для этнографических целей оказалось весьма удобным введение термина "переживание" (survival), обозначающего просто исторический факт, происхождение которого большей частью теряется в недосягаемой древности. Тэйлор мастерски отметил существенные Переживания в детских играх и песнях, в некоторых обычаях и поверьях (жертвоприношения при закладке зданий и др.) и особенно в колдовстве. Изучение переживаний пошло затем необыкновенно быстро. В Западной Европе над изучением Переживания работает множество специальных так называемых фольклорных обществ (см. Фольклор), в России — несколько соответствующих им исторических и этнографических обществ, этнографические отделы Спб. географического общества и Московского общества любителей естествознания и антропологии, Казанское общество истории, археологии и этнографии, Харьковское и Одесское историко-филологические общества и несколько др. Громадный сырой материал накоплен в русских изданиях: "Этнографическое обозрение", "Живая старина", "Сборник материалов для изучения Кавказа", "Сборник Харьковского историко-филологического общества", "Быт русского народа" Терещенко, "Труды этнографо-статистической экспедиции в северо-западный край" Чубинского, "Поэтические воззрения славян на природу" Афанасьева и во многих сборниках песен, сказок, заговоров, пословиц. В галицко-русской научной литературе выдаются "Записки наукового товариства имени Т. Шевченка", в польской литературе — фольклорный журнал "Wisła", многочисленные сборники Кольберга, "Zbi òr Wiadomo ści do antrop. krajowej" (изд. Краковской академии наук); в чешской — "Narodopisny Sbornik", выходящий с 1897 г., и журнал "Cesky Lid"; в сербской — "Гласник", сборники Караджича, Богишича и др.; в болгарской — "Сборник за народни умотворения" (14 больших томов), сборники Шапкарева, Миладинова и мн. др.; во французской — журналы "Revue des traditions populaires", "La Tradition", "Melusine", сборники Роллана, Себильо, Люзеля и др.; немецкой — журналы "Zeitschri ft für Volkskunde", "Am Urquell", "Zeitschrift des Vereins für Volkskunde", "Zeitschrift f. ö sterreich. Volkskunde", сборники Гримма, Келлера и др.; в итальянской — "Rivista di litteratura popolare" Питре (1877—79), "Archivio dello tradizioni popolari", сборники Питре и др., в английской и американской — несколько периодических фольклорных изданий (главное — "Folklore") и множество разнородных сборников. В каждой культурной стране выдвинулось за последнее двадцатипятилетие несколько крупных ученых в специальной области изучения культурных переживаний. Таковы в России Потебня, Веселовский, Вс. Миллер, у поляков Карлович, у чехов Зибрт и Поливка, у сербохорватов Миклошич и Ягич, у болгар Шишманов, Матов, Начев, Стоилов, у французов Гедоз, Коскен, Роллан, Себильо, Люзель, в Германии Р. Келлер и Либрехт, в Италии Питре, в Англии Ланг, Клоустон, Гом (Gomme). Указания на Переживания входят и во многие нефольклорные сочинения, например в путешествия, обличительные проповеди, иногда в сочинения, далеко отстоящие от круга историко-филологических наук, например в сочинениях о народной медицине (статьи Демича и др.). Все это еще более осложняет литературу Переживания При громадности, разнородности и разбросанности сырого материала особенное значение получают библиографические указатели в конце сборников сказок Коскена, Р. Келлера и др., указатели Сумцова по библиографии колдовства и в особенности общие обзоры Переживания в виде цельных монографий. Наиболее крупные общие обзоры культурных Переживания: в Германии — "Zur Volkskunde", Феликса Либрехта с его же дополнениями в "Germania" (1890); в Англии — "Customs and Myths" Ланга (1885) и "The popular tales and fictions" Клоустона (1887); в России — "Культурные Переживания" профессора Н. Ф. Сумцова (1890); во Франции — "Superstitions et survivances" (1886). Сочинение Либрехта "Zur Volkskunde" оказалось наиболее влиятельным (см. рецензию академика А. Н. Веселовского в 205 т. "Журн. Мин. нар. пр."). Главное в нем место занимают статьи о Мышиной башне (предание о Гаттоне), об источниках повести Варлаама и Иосафата, о Вольфдитрихе, о бросании камней на могилу, а также обзор поверий норвежских, немецких и шотландских. Труды Ланга и Клоустона взаимно дополняют друг друга: у Ланга преобладают объяснения обрядов и поверий, у Клоустона — сказочные мотивы о шапке-невидимке и вообще чудесных предметах, о глупых людях и друг. Клоустон — большой сторонник теории восточного индийского влияния (см. предисловие его к 1 тому, переведенное на малорусский язык А. Крымским и издан. в 1896 г. во Львове отдельной книжкой). "Культурные Переживания" Н. Сумцова представляют отдельное издание ряда статей, напечатанных в 1889 и 90 гг. в "Киевской старине". В "Superstitions et Survivances", Беранже-Феро (1896), идет речь о поверьях, обрядах, легендах; исходной точкой служат частные факты, именно провансальские, затем приводятся аналогии и параллели из других местностей Франции и из разных стран Европы, Азии, Африки и Америки. Имеет значение сочинение Ревилля "Les religions des peuples non-civilis é s" (1883). В сочинении Frede "Das Heidenthum in der r ömischen Kirch e" (1890) заметна односторонняя протестантская точка зрения и наклонность к осуждению католицизма. Много ценных указаний на культурные Переживания можно найти еще в статье Шишманова о значении и задачах этнографии, (в I томе "Сборника за народни уметворения") и в многочисленных исследованиях даровитого чешского ученого Зибрта, особенно в его "Staroč eske vyro č ni oby č eje" (1889), "Sk ř itek" (1891), "Kulturni historie" (1892), "Chozeni s klibnou" (1893), "Vynašeni smerti" (1893), "Seznam povêr a zvyklosti pohanskych z X III v." (1894) и "Jak se kdy u Čechach tancovalo" (1895). Для ознакомления с различными методологическими приемами изучения культурных и литературных Переживания могут служить три статьи профессора Миллера о былинах (три первые главы его "Очерков русской народной словесности", 1897), статьи Н. Сумцова о писанках (в "Киевской старине", 1891, V—VI), о "Сае" и "О займе дней" (в "Рус. фил. вестн.", 1893, №№ 1 и 3), "Boginki" (в "Wisła", 1891, III) и "Хлеб в обрядах и песнях" (диссертация, 1885), изыскания академика А. Н. Веселовского о колядках, о дуалистических поверьях, о мироздании и о судьбе-доле (в "Сборнике Имп. Акд. наук", 1891), исследование Ф. Зелинского о заговорах в Х т. "Сборника Харьк. историко-Филол. общества" и статьи Гедоза в "M é lusine", большей частью небольшие, но мастерски написанные.

Н. Сумцов.

Смотрии так же...