Самогиты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Самогиты (латин. Samaytae, Samagitae, лит. Zaemaite) — обитатели Самогитии и Жмуди (см.), представляют особый историко-этнологический, вероятно, смешанный, тип населения Прибалтийского побережья. Довконт в своей жмудской истории отождествляет всю землю прусско-литовскую по берегу Балтийского моря от Вислы до Говьи (в Лифляндии) с Жмудью. Ныне к этнографической жмуди причисляются вообще жители всего Тельшевского, большей части Россиенского и некоторой части Шавельского у. Ковенской губ. Епископ А. Барановский ("Заметки о литовском языке", 1898 г.) среди 11 литовских говоров Ковенской губ. отмечает всего два жмудских — жмудско-тельшевский и жмудско-россиенский. Некоторые местности Тельшевской Жмуди упоминаются уже с IX века. В жизнеописании св. Ансгара (умер 865), составленном Римбертом ("Vita Anskarii"), повествуется о походе шведов на Корсовский град Apulia — а следы старинного города Апуле или Опуле сохранились за р. Лубою, близ м. Шкуд. А. Биленштейну ("Grenzen d. lett. Volksstammes", 1892) удалось 27 старинных местностей отождествить с нынешними жемойтскими. В летописи Нестора упоминается Норома сиречь Жомойт, что указывает на некоторую связь жмуди с финским элементом, так как "Neroma", по-видимому, — финский перевод названия низменной земли, жмудского прибрежья. По словам лифдяндской рифмованной хроники, в 1259 г. жамейты (Sameiten) под предводительством своих кунигасов предпринимают поход в Курляндии на христиан. Жрец их перед отправлением в поход заставляет их обещать принести в жертву богам третью часть добычи конями, военными орудиями или броною, а пленных рыцарей сжечь (см. Mierzynski, "Zr ód ła", I, 118). Против обособленности самайтов в 1420 г. высказался в письме к королю польскому вел. кн. Витовт, утверждая, что земля замайтов есть и всегда была одна с землей Литовской: у них один идиом и одни люди. Сами жители с древних времен себя назвали литовцами, но никогда жамейтами, ввиду чего Витовт в своем титуле Жмудь отдельно от Литвы не упоминает. Греч. писатель XV в. Иоаник Халкондил, автор 10 книг Ίστοριών, называет Самогиты народом отважным, отличающимся от окружающих образом жизни и языком; они граничат с пруссами, в домашнем быту и обрядах следуют древним грекам, как богов почитают Аполлона и Артемиду, а в одежде похожи на пруссов. Особую главу посвятил Самогиты французский писатель Блез де Виженер ("Description du Royaume de Pologne et pays adjacents", 1573). В соч. Lukusza de H i nda "Descriptio orbis et omnium rerum publicarum" (1655) Самогиты описываются как люди огромного роста, ловкие и здоровые: они живут до ста лет, отличаются военной доблестью, лихой верховой ездой, а женщины — целомудрием. Самой знаменитой жмудинкою была Бирута, легендарная жена кн. Кейстута. Предание это послужило предметом для песни, составленной Валоновичем и Д. Пашкевичем и поныне по всей Литве и Жмуди распеваемой. Хотя в 1501 г. Жмудь и Литва окончательно соединились, и Самогиты после Свидригайлы более не имели отдельных князей, они сохраняют до сих пор значение особой этнологической единицы. Кроме Ковенской губ., Самогиты живут еще в Мемельском округе Пруссии. Первый литовский катехизис Мажвида написан на жмудском наречии и назначен не только для литовцев, но и для жмудинов. Множество легенд и сказок, сохранившихся на Жмуди, собраны Э. Фекенштедтом в книге "Die Mythen, Sagen u. Legenden der Zamaiten", сообщающей массу неверных сведений по мифологии Самогиты Лучший сборник легенд, записанных в Россиенском у., издан Довойно-Сильвестровичем, в библиотеке "Вислы", в польском переводе (т. XII, ч. 1—2). В 1842 г. Юцевич издал "Wspomnienia Zmujdzi"; здесь помещены драгоценные материалы по самогитской демонологии и чародейству, концентрирующимся около жмудской Лысой горы "Шатрия". О ведьмах и лятавицах писал М. Довнар-Запольский: "Чародейство в Сев.-Зап. крае" ("Этногр. обозрение", 1890, №№ 2, 49). По исследованиям Бецценбергера ("Lit. Forshungen", 1882), жмудины Мемельского округа верят в Кауков и Пукисов (см.), драконов и житных духов, приносящих людям счастье и богатство. В легендах заметны следы двоеверия, остатки верования в мертвые души, которых кормят осенью и от которых зависит счастье домашнего очага. В древности Самогиты жили в особых домах — "numa", ныне живут в хатах, называемых "t r oba" (ср. ст. Вольтера в "Журн. Мин. нар. пр.". 1886): нумы — это бревенчатые строения 10—15 сажен в длину и 5—6 саж. в ширину, с очагом в середине (см. Д. Пашкевич, в "Днев. варш.", 1829, № 44). Одежда Самогиты отличается пестротою самотканого сукна, из которого шьются их платья. Они живут отдельными дворами и сохраняют древний язык и некоторые обряды, напр. оригинальный "свадебный порядок" (ср. "Об изуч. семейного быта лит.-жем. народа", в "Нам. кн. Ков. губ. 1887 г."). Народные яства Самогиты — шюпинис, род каши из ячменной крупы и гороха, и путра — род затирки из ячневой крупы с картофелем. Из юридических обычаев распространено обыкновение давать старикам ишимтное (см.) изъятие. При продаже участка оно превращается в условие кормления старика. О жмудском периоде лит. литературы см. соотв. ст. О жмудских древностях писали Довконт и Т. Довгирд в соч. "Pamiatki z czas ò w przedhistorycznych na Zmujdzi", где описаны раскопки гигантских могил (enelzynkapas) под Ясногоркою, Виздерги, Имбарах в 1882—1885 гг. (см. "Wiadomość o wyrobiach z kamienia g ładzonego" (1890). Жмудские песни издали Довконт по Тельшевскому у. и Станевич по Poccиeнскому ("Daynas Ż emacízíu Wilnanjé", 1829).

Э. Вольтер.

Смотрии так же...