Руссо, французские живописцы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЕ
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУФ
РУХ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Руссо, французские живописцы (Rousseau) — два живописца новейшей французской школы:

1) Филипп Руссо (1808—1885), ученик барона Гро и В. Бертена, вначале избрал для себя специальностью пейзаж и изображал виды Оверни и Нормандии, потом перешел на живопись животных, которая не замедлила составить ему репутацию отличного мастера. В его многочисленных картинах, весьма распространенных, животные являются среди разнообразных околичностей, в комических положениях, или же группируются в сцены из басен. Таковы, например, "Домашняя и полевая мыши" (1845), "Незваный гость" (1850; в Люксенбургском музее, в Париже), "Кошка и старая крыса" (1847), "Обезьяна-фотограф" (1866), "Внутренность кухни" (1867), "Волк и ягненок" (1875) и др. В последние годы своей жизни Руссо писал, кроме того, цветы, плоды, посуду и пр. Живопись его отличается ловким приемом кисти и блестящим, но несколько резким колоритом, впадающим по большей части в слишком красноватые тона. В Кушелевской галерее Императорской академии художеств имеется работа этого художника — "Собаки".

2) Теодор Руссо (1812—1867), брат предыдущего, пейзажист, ученик сперва пейзажиста Ж. Ремона и затем исторического живописца Г. Летьера, до 1831 г.; в то же время Руссо работал с натуры в Оверни, Нормандии и Фонтенбло. Вначале, картины, представляемые им в парижские салоны, были по большей части отвергаемы членами академического жюри, как неважные по содержанию и слишком натуралистические, несогласные с господствовавшим тогда классическим направлением пейзажа, хотя многие серьезные художественные критики находили в них большие достоинства. Так продолжалось до 1848 г., в котором изменился порядок назначения жюри, и в него стали попадать не одни члены института. Известность Руссо распространилась во французской публике еще раньше этого времени, чему в значительной степени способствовали иностранные любители искусства, преимущественно американцы; несмотря на то, художнику суждено было всю жизнь страдать от зависти товарищей, бороться с непониманием общества и испытывать нужду в деньгах; самая его смерть, происшедшая от разрыва сердца, была причинена тем, что, вследствие интриги, он не получил ожидаемого офицерского креста Почетного легиона. Вместе с Каба, Гюэ, Добиньи и Дюпре, Руссо должен считаться основателем во французской живописи так называемого "интимного пейзажа", т. е. такого, в котором, при простоте и натуральности изображенного, главную роль играет общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, возбужденное в душе художника природой в тот или другой момент. Особенно мастерски воспроизводил Руссо эффекты воздуха и света. Поселившись в Барбизоне, на краю Фонтенблосского леса, он находил в последнем множество мотивов для своих картин, но писал также и виды других местностей, преимущественно плоских и поросших деревьями. Из его произведений достаточно будет указать на "Выход из Фонтенблосского леса", "Старый Дормуар в Ба-Брео", "Болото в ландах", "Берег реки", "Бурю" (все пять — в луврском музее, в Париже), "Пажити, с протекающей среди них рекою" (в нантском музее), "Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой" (там же), "Коровы, пасущиеся у лесной лужи" (в музее Монпелье), "Захождение солнца" и "Весенний полдень" (в собрании Демидова, кн. Сан-Донато), "Рынок в Нормандии" (в музее Императорской академии художеств, в Кушелевской галерее), "Конец октября" и "Каменные дубы" (гравированы самим художником). Ср. Sensier, "Souvenirs sur Th. Rousseau" (П., 1872).

А. С—в.

Смотрии так же...