Рашель

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Рашель (Rachel) — знаменитая французская актриса (1821—1858), дочь еврея, мелкого торгаша. В детстве ей приходилось терпеть сильную нужду. Старшая ее сестра, Сара, пела на улицах и в кофейнях романсы, а Рашель собирала с публики деньги, таща за собою в тележке остальных членов многочисленной семьи. Позже она стала петь вместе с сестрою. Однажды на одном из парижских бульваров сестры пели элегию о "Вечном жиде"; в толпе, собравшейся вокруг певиц, находился Шоран, учредитель консерватории для духовной музыки. Он зачислил Рашель в список своих учениц под именем Элизы. Пение Рашель не давалось; ее голос был скорее пригоден к декламации, и Рашель обратилась к изучению драматического искусства, сначала в частной школе, потом в Парижской консерватории. В 1 837 г. она дебютировала в театре Gymnase, но дела его в это время шли неудачно, и выгодный для Рашель контракт был расторгнут. Рашель обратилась тогда к знаменитому артисту Сансону (см.), который привил ей изящные манеры, растолковал характеры классических героинь, приучил ее играть просто и естественно. Дебют Рашель на сцене Th éâtre Franç ais (1838) в роли Камиллы ("Гораций" Корнеля) был настоящим триумфом. Жюль Жанен (в "Journal des D é bats") призывал Париж познакомиться с "чудеснейшим и редчайшим кладом", уверяя, что "ничего подобного Франция никогда не видала на театральных подмостках". Потрясающее впечатление произвела игра Рашель и на Альфреда Мюссе, который посвятил ей ряд восторженных статей в "Revue de deux Mondes". В свободное по контракту с Th éâtre franç ais время Рашель играла в Швейцарии, Италии, Германии, России (осенью 1853 г. в СПб., в начале 1854 г. в Москве), везде с огромным успехом. Превосходно Рашель играла Расина и Корнеля, менее удачно — Мольера и современные драмы (за исключением, однако, "Адриенны Лекуврер" и некоторых др.). Гнев, торжество, ярость, чувственность, беспощадное злорадство Рашель умела передавать с замечательною силой; но у нее не было недостатка и в нежности. Чарующий голос никогда не изменял артистке; мимика ее была удивительно развита. По словам Вольфа, видевшего Рашель в СПб., для того, чтобы "получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашель, надо представить себе одушевленную великолепную античную статую". Лучшие роли Рашель: Камилла ("Гораций"), Паулина ("Полиекта") и Эмилия ("Цинна") — в трагедиях Корнеля, Гермиона ("Андромаха"), Федра, Эсфирь, Роксана ("Баязет"), Монима ("Митридат") — в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера), Тисбе (в "Com é dienne de Venise", В. Гюго). Частые поездки за границу, особенно последнее путешествие в Америку (1855), где Рашель должна была выступать до 20 раз в месяц, расстроили слабое здоровье Рашель; она вернулась в Париж больною, на сцену больше не возвращалась и умерла в Канне от чахотки в январе 1858 г. См. Jules Janin, "Rachel et trag é die" (П., 1858); G. d'Heylli, " R. d'aprè s sa correspondance" (П., 1882; по поводу этой книги статья в "Русском вестнике" 1883, кн. 2); Серов, в "Театральном вестнике" (1858); А. Ландау, "Дебюты Рашель" ("Русская сцена", 1864); В. Межевич, "Рашель" ("Репертуар и Пантеон", 1843); "Рашель и имп. Николай" ("Историч. вестник", авг., 1888); Н. Арбенин, "Альфред де Мюссе и Рашель" ("Артист", кн. 10—11); M. Ниссен, "Рашель, ее жизнь и артистическая деятельность" ("Артист", кн. 27 и 28); Дж. Льюис, "Актеры" (гл. III); Вольф, "Хроника петербургских театров" (ч. I).

А. Уманский.

Смотрии так же...