Рама, в архитектуре

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Рама, в архитектуре — рельефный бордюр, окружающий на стене или плафоне здания четырехугольное, круглое, овальное или какой-либо другой формы пространство, занятое лепным орнаментом, декоративной живописью или совершенно пустое и гладкое. Рама обыкновенно состоит из ряда тяг, валиков, желобков, каблучков и других архитектурных обломов и нередко украшается каннелюрами, рядами перлов или ов и различными мотивами растительного орнамента с прикрытиями в виде листьев, раковин и т. п. по углам, если она четырехугольная. Вообще архитектурная Рама должна соответствовать своим стилем отделке помещения, в котором она употреблена и вместе с тем содействовать эффекту окружаемой ею скульптуры или живописи. В строительном деле и художественно-промышленном производстве Рама называются сделанные из дерева или иного материала простые или украшенные каким бы то ни было образом пяльцы для вставки чего-либо, каковы, напр., Рама закладные, оконные, зеркальные и пр. Особенно важное значение представляют Рама, служащие для вставки картин, гравюр и рисунков с целью их изолирования от прочих предметов комнатного убранства и придания им большей эффектности. Картинные Рама на западе Европы первоначально имели чисто архитектурный характер и употреблялись исключительно для алтарных и вообще церковных икон. Они изготовлялись из дерева, мрамора и, что случалось реже, из металла. Деревянные Рама иногда составляли одно целое с самой иконой, будучи заранее вырезываемы по краям доски, на которой предстояло работать живописцу. Резные из дерева Рама получали раскраску и местами позолоту, впоследствии же их стали золотить целиком. Мраморные Рама вначале также раскрашивались и золотились, а потом украшались разноцветной инкрустацией, и только в конце XVI стол. явилось предпочтение к оставлению их совсем белыми. В том же столетии вошло в обычай окружать Рама, преимущественно деревянными, также и картины нерелигиозного содержания, причем их резная орнаментация все более и более утрачивала свой прежний архитектурный характер и, подчиняясь общим декоративным законам и требованиям вкуса эпохи, приобретала большую сложность и изящество. Во времена стиля барокко, в XVII в., и стиля рококо, в XVIII стол., в Италии, Испании и Франции употреблялись для картин исключительно золоченые Рама с обильной, тяжелой, нередко впадавшей в крайнюю вычурность резьбой, тогда как в Нидерландах и Германии продолжали быть в ходу излюбленные там еще с конца XV стол. черные или темные Рама без всяких украшений, обведенные лишь тонкой золоченой полоской по внутреннему краю. В начале настоящего столетия распространилась из Франции вместе с художественным стилем Империи мода на золоченые Рама с разделкой, заимствованной из античной архитектуры и орнаментики, сменившаяся в эпоху господства романтизма в искусстве и литературе фантастичностью и попытками подражать средневековым (готическим и романским) мотивам. Образцы старинных Рама, иногда удивительно изящные и замечательные по мастерской резьбе, можно видеть во многих картинных галереях при произведениях живописи, для которых они были некогда сделаны, равно как и в учреждаемых ныне повсюду музеях искусства, примененного к ремеслам и промышленности. В наши дни производство картинных Рама очень упростилось: они склеиваются из сделаных машинным способом деревянного багета, на который налепливаются алебастровые каннелюры, листья, гирлянды и др. рельефные орнаменты, оттиснутые также механически; приготовленная таким образом Рама вызолачивается обыкновенным путем или, что дешевле, одевается сплошь весьма тонким слоем олова, поверх которого наводится желтый лак, дающий ему вид настоящего золота. Для тех, кому и подобные Рама могут показаться дорогими, имеется в продаже огромный выбор фальшиво-золоченых, орнаментированных, широких и узких багетов, которые, чтобы сделать из них Рама, остается только распиливать на куски и склеивать. С некоторых пор художники, отправляя свои картины на публичные выставки, стали придумывать для них самые затейливые Рама — напр. такие, в которых позолота соединяется с бронзировкой и подражанием старому серебру, Рама, обтянутые бархатом или плюшем какого-либо "мореного цвета" и только обведенные по внутреннему краю золочеными деревянными или бронзовыми рантами, Рама из кожи с вытисненными на ней нежными золотыми арабесками наподобие украшающих книжные переплеты, Рама, на которых симметрично или капризно размещены букеты цветов или пучки листьев, сформованных прямо с натуры и превращенных в металлические при помощи гальванопластики, и т. д. Главную роль при компоновке таких Рама, конечно, играет желание их изобретателей быть оригинальными во что бы то ни стало. Дело доходит до того, что, напр., сколачивают Рама из грубых полугнилых досок старого ящика и драпируют ее плюшем или какой-либо другой материей; бронзируют Рама так, как будто она много лет лежала в земле и еще не вполне очищена от грязи и ржавчины; обтягивают Рама простой рогожей, которую потом покрывают лаком и, пока он еще не отвердел, обсыпают золотым или бронзовым порошком; изображение Мадонны вставляют в Рама, на которой вырезаны лягушки или уродливые, гримасничающие физиономии; картину, воспроизводящую нечистоты скотного двора, наделяют Рама, орнаментированной цветущими розами или миловидными детскими головками. Словом, у истых художников нынешнего fin de sciè cle все считается позволительным, только бы отличиться от всех других; для некоторых из них Рама — вещь такой же важности, как и самая картина. Впрочем, наиболее распространенными картинными Рама продолжают быть золоченые вполне, с глянцевым лощением или с матовостью, иногда же с тем и другой вместе. Для рисунков и гравюр, обыкновенно выставляемых под стеклом, употребляются Рама гладкие, золоченые, черные, белые или какого-либо цветного дерева, причем, дабы выставленная вещь производила лучшее впечатление, ее предварительно помещения в Рама окружают так назыв. паспарту (см.); цвет последнего, самый выгодный для акварелей, исполненных многими красками, — белый или темно-малиновый, а для однотонных рисунков и гравюр — серый или синеватый.

А. С—в.

Смотрии так же...