Ракшасы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Ракшасы (санскр. R â kshasas, от raksh = проклинать, бранить или от raksh = зaщищать) — в индийской мифологии злые демоны, упоминаемые уже в ведах, где они называются также яту, или ятудхана. Принимают всевозможные формы (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.), чтобы обмануть и нанести вред. Особенно их надо остерегаться женщинам во время беременности и родов, чтобы они не завладели ребенком. В Атхарваведе Ракшасы изображаются большей частью имеющими человческий образ, но иногда и чудовищами; цвет их черный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко назыв. Ракшасы), иногда синий, желтый или зеленый. Они едят человечье и лошадиное мясо, выпивают коровье молоко и стараются попасть внутрь человека, когда он ест или пьет. Попав в него, они начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь. Они же — причина сумасшествия. Вечером Ракшасы пугают людей, при чем пляшут вокруг их жилищ, крича по-обезьяньему, шумя и громко смеясь, а ночью летают, приняв образ птиц. Главная их власть и сила — ночью или вечером; их прогоняет восходящее солнце. Особенные старания обнаруживают Ракшасы, когда хотят помешать жертвоприношению; против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего Ракшасы В позднейшей индийской мифологии Ракшасы в общем продолжают служить олицетворением мрачных и зловредных сил природы. Не все Ракшасы одинаково злы, так что их можно разделить на три класса: 1) безобидные существа вроде Якша (см.), 2) гиганты, или титаны, враги богов и 3) Ракшасы в обычном значении этого слова: демоны, обитатели кладбищ, нарушители жертвоприношений, которые оживляют мертвецов, пожирают людей, нападают на благочестивых и вообще причиняют человеку всякого рода вред. Главой этих последних Ракшасы был Равана (см.), вместе с которым они являются потомками Пуластьи (см.). По другим источникам, ракшасы произошли из ноги Брахмы. Вишну-пурана производит их от мудреца Кашьяпы (см.) и жены его Кхасы, дочери Дакши. В Рамаяне рассказывается, что Брахма, создав воды, создал также и особые существа, Ракшасы, для их охранения (raksh = защищать, охранять). В этом же эпосе дается описание уродливого вида Ракшасы, какими они представились союзнику Рамы, Гануману, когда он проник в город Ланку в образе кошки. Ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д.

С. Б—ч.

Смотрии так же...