Разрушение и восстановление мостов* — работы, часто производимые в военное время, когда нужно задержать наступление противника или открыть дорогу для себя. В плавучих мостах разбирают настилку, перерубают главные скрепления, канаты, сплавляют по течению или топят материал устоев; постоянные деревянные мосты сжигают, для чего устои обертывают соломенными канатами или хворостом, на настилке раскладывают костры, ускорив горение керосином и смолой (имея 2 воза соломы на пролет, можно сжечь мост в 40 саж. длиной в 2—6 часов времени); каменные и железные (преимущественно железнодорожные) мосты подготовляют ко взрыву порохом или пироксилином, выделывая пороховые камеры в толще устоев и привязывая пироксилиновые шашки к железным фермам, но производят взрыв лишь в последний момент и не иначе, как по особому приказанию, так как на восстановление таких мостов, если бы они нам самим понадобились, могут уйти многие недели и даже месяцы. Мосты, охраняемые неприятелем, разрушаются артиллерийским огнем с дистанции не более 2—3 вер. или спуском на мост по течению различных тяжелых предметов, зажигательных приспособлений (брандеры) и мин. На рисунках показаны наиболее употребительные приемы восстановления разрушенных мостов деревянных (А — по обгоревшим сваям), каменных (Б — перекрытие взорванных пролетов) и железных (В — при поосредстве разборчатого накатного моста системы Эйфеля).
H. Буйницкий.