Радуница

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Радуница (С. М. Соловьев — т. 1, стр. 78 — производит это слово от литовского Rauda — погребальная песнь) — один из весенних праздников древнего русского язычества, праздник света, солнца, для умерших. Он непосредственно следовал за праздником "Красной Горки" или, по Далю, был то же самое, что и Красная Горка. По мнению русских язычников, в дни этих праздников души умерших вставали из своих темниц могильных и во время поминальной трапезы живых на могилах принимали в ней участие. В христианское время слово Радуница изменилось в Радоницу; это название (от "радость") указывает на радостную весть о воскресении Христовом, с какой приходят живые на могилы умерших. В Белоруссии в радоницу на могиле, политой медом и водой, раскладывают пасхальные кушанья и обращаются к умершим со словами: "святые радзители, хадзице к нам хлеба-соли кушать". Еще в древней церкви, во времена Златоуста (слово 62) и Амвросия (слово 77), этот праздник совершался на христианских кладбищах, главным образом во вторник Фоминой недели. Ныне в иных губерниях, напр. Нижегородской и Костромской, он начинается с понедельника и продолжается во всю неделю. Приходя на могилы, родственники приносят с собой красные яйца, которые полагают на могилу или зарывают на ней в ямках, как бы "христосуясь" с умершими. См. И. Снегирев, "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (М., 1837—39), M. Никифоровский, "Русское язычество" (СПб., 1875); Афанасьев, "Поэтич. воззрения славян"; О. Мидлер, "Обз. рус. словесности".

Н. Б—в.

Смотрии так же...