Петрушка, кукла

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Петрушка, кукла — народный кукольный театр в России и главное действующее лицо даваемых в этом театре пьес. Первое известие о нем мы находим в путешествии Олеария, к запискам которого приложена картинка, изображающая тогдашнего петрушку. По описанию Олеария, "камедь о Петрушка" устраивалась таким образом: комедиант, обвязав вокруг тела простыню, поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх; из-за краев ее он показывает своих кукол. "Камедь о Петрушка" относится к так называемым пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами всегда остаются сам Петрушка, жена его Маланья, Пигасья или Акулина, цыган, доктор, квартальный, немец, иногда "две арапки" и татарин. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках, как в вертепе (см.), а на пальцах кукольника, воткнутых в пустую голову и рукава куклы; таким образом на сцене одновременно могут быть два действующих лица. Непременный аксессуар представления — шарманка, заменившая старого гусляра, изображенного Олеарием, гудочника или волынщика. Петрушка говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся, что достигается при помощи машинки из бересты, приставляемой кукольником к небу (так наз. практика, или пищик). После предварительных переговоров с шарманщиком из-за ширм является Петрушка, танцует с женой и дерется с ней. Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает его: лошадь оказывается норовистой и при первой попытке героя сесть на нее сбрасывает его с седла. На стоны Петрушка является доктор-немец; в ответ на его расспросы (по другому варианту — вместо платы за лечение) Петрушка колотит его палкой и убивает. Следует комический монолог Петрушка, боящегося кары, которая и является в лице квартального ("фатального"). Петрушка сперва просит пощады, но затем кончает и с полицейским. "Эта расправа производит в публике настоящий фурор" (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением, обращенным Петрушка к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или — по другому варианту — неожиданным появлением собаки, которая, схватив неистово визжащего героя за нос, утаскивает его в тартарары. Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного юмора, иногда площадной бранью. Герой пьесы "блудлив, как кошка, труслив, как заяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно как немецкому народному Эйленшпигелю и мольеровским Скапену и Сганарелю. "В итоге пьеса такова, что даже название водевиль для нее слишком почетно, а между тем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической драмы. Как в опере, в ней оркестр — шарманка — и тенор-солист — Петрушка; как в балете, в ней танцы Петрушка и Пигасьи; наконец, в ней есть три ложноклассических единства: времени, места (декорации не меняются) и действия — драка" (Алферов). Петрушка образовался из слияния элементов русского народного шутовства (см. Скоморохи) с чертами итальянского Полишинеля (см.) и немецкого Гансвурста — Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображением Петрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременный аксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как и в "comedia dell'arte" (см.), дана только канва для импровизации. В наши дни Петрушка встречается все реже и реже. Ср. Марионетки. См. "Путешествие Олеария", в Чтениях "Имп. Моск. общ. ист. древ." (1868, III, стр. 678); Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870, стр. 309); H. С. Тихонравов, "Русские драматические произведения. 1672—1725 г." (т. I, СПб., 1874) и "Первое пятидесятилетие русского театра" (М., 1873); Петрушка О. Морозов, "Очерки из истории русской драмы" и "История русского театра"; Д. А. Ровинский, "Русские народные картинки" (т. V); Алферов, "Десять чтений по литературе" (М., 1895); В. Перетц, "Кукольный театр на Руси" ("Ежегодник имп. театров", сезон 1891—95 г., прилож. 1, СПб., 1895); Петрушка Пекарский, "Мистерии и старинный театр в России" (1857). Вс. Крестовский в ст. "Искусства на дальнем Востоке ("Худож. журнал", 1881, 2) приводит связь русского Петрушка с китайским.

Ар. Г.

Смотрии так же...