Песталоцци

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Песталоцци Иоганн-Генрих (Pestalozzi, 1746—1827) — знаменитый педагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца, он был окружен в детстве заботами матери. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступив в университет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинает думать о нуждах народа, о средствах к их устранению и, чтобы быть ближе к народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становится агрономом. Чтение "Эмиля" Руссо подействовало на Песталоцци с особенной силой; человек замечательно мягкого характера, до болезненности отзывчивый к людскому горю, Песталоцци волновался и горячился на каждом шагу. Покинув университет, он приобрел небольшое имение Нейгоф. Здесь ему хотелось ввести некоторые преобразования в земледелии и познакомить с ними окрестных крестьян. Вследствие полной неспособности Песталоцци заниматься хозяйством попытка его не дала никаких результатов и привела только Песталоцци к крайне стесненному материальному положению. В это время он пришел к мысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без всякого призора и воспитания. При некоторой поддержке местных общин и добрых людей Песталоцци собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом к полевым работам, а зимой — к ремеслу. Это начинание также постигла неудача. Родители стали уводить своих детей, как только те получали приличную одежду, или же забирали себе деньги, которые были зарабатываемы детьми. Песталоцци вынужден был закрыть школу, тем более, что у него не хватало средств на ее содержание. Небольшое сочинение его "Досуги отшельника" (1780), написанное в виде афоризмов, встречено было не без сочувствия; Песталоцци высказывает здесь все основные взгляды, которые он только развивал впоследствии. Большой успех имело сочинение его "Лингард и Гертруда, книга для народа" (1781). Это рассказ о том, как в одной деревушке получила влияние простая, но толковая женщина, умеющая воспитывать своих детей и убедившая односельчан завести у себя школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит здесь к суровым запросам жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия", можно только в том случае, если уровень народного образования будет поднят — но так как у народа нет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, то образование, по убеждению Песталоцци, прежде всего следует отдать в руки матерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать им руководство, которое и было написано Песталоцци Под старость Песталоцци пришлось вернуться к своей прежней деятельности. Швейцарское правительство, в среде которого были люди, расположенные к Песталоцци, предоставило ему здания монастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны. Здесь Песталоцци вновь собрал детей, бродивших после войны без пристанища. Не имея помощников, Песталоцци должен был сам справляться с толпой около сотни детей, усвоивших себе не совсем хорошие привычки. Песталоцци был в одно и то же время начальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой. Тем не менее сердечность и душевная привлекательность Песталоцци превозмогли все трудности; старшие дети вскоре стали помогать Песталоцци Занятия Песталоцци были прерваны совершенно случайно: французским войскам понадобились монастырские здания под госпиталь, и Песталоцци, силы которого в это время были надорваны, вынужден был закрыть школу. Некоторое время спустя, при более благоприятных обстоятельствах, ему удается открыть школу в Бургдорфе, а затем перенести ее в Ивердон, где известность Песталоцци достигает апогея. В Бургдорф и Ивердон являлись разные лица, чтобы воочию убедиться в целесообразности приемов Песталоцци Император Александр I также интересовался делом Песталоцци, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво. Последние годы жизни Песталоцци принесли ему, однако, много огорчений: помощники его в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своем Нейгофе. Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: "Как Гертруда учит своих детей". Основой воспитания должна быть природа человека. В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять "физико-механических" законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению — а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определенный значок. Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно, и обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этих рассуждениях Песталоцци строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикой. Песталоцци дает очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счету и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием всякой здравой педагогики. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путем, как и знания — путем наглядности. Собрание сочинений Песталоцци вышло еще при его жизни (Тюбинген и Штуттгарт, 1819—26); новое издание принадлежит Зейфарту (Берлин, 1869 и сл.), который написал и одну из лучших биографий Песталоцци (Лейпциг, 1 8 76). По-русски избранные педагогические сочинения Песталоцци выходят в "Педагогической библиотеке", издаваемой гг. Тихомировым и Адольфом (М., 1893 и сл.). "Исповедь" Песталоцци переведена К. Воскресенским (Рига, 1893). См. ст. К. Тимофеева в "Журн. Мин. нар. просв." (ч. 110 и 111); А. Попов, в "Правосл. обозрении" (1897, ноябрь и декабрь). В биографии, составленной для серии г. Павленкова г. Я. Абрамовым (СПб., 1893), Песталоцци нашел крайне одностороннюю оценку.

Я. К.

Смотрии так же...