Переплетения нитей в тканях*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Переплетения нитей в тканях* — Всякая ткань, образованная на ткацком станке, состоит из двух взаимно перпендикулярных систем нитей — основы (см.) и утка (см.). Чтобы достигнуть желаемой связи между ними, каждая нить проводится то сверху, то снизу нитей другой системы. Порядок, в котором производится это пропускание нитей между другими, называется способом Переплетения нитей в тканях* нитей данной ткани. Если, глядя на ткань, видим в какой-нибудь точке пересечения двух нитей основную нить сверху, то эта точка называется основным перекрытием, если же сверху идет уточная нить, то имеем уточное перекрытие. Способ Переплетения нитей в тканях* обозначается обыкновенно на клетчатой бумаге, в которой вертикальные полоски условлено принимать за основные, а горизонтальные — за уточные нити. Клетки, соответствующие основным перекрытиям, отмечаются крестом, точкой или другим знаком; уточные перекрытия ничем не обозначаются. Таким образом, Переплетения нитей в тканях* ткани, имеющей вид, как на фиг. 1. изображается так, как показано на фиг. 2.

Фиг. 1.

Фиг. 2.

При неимении под рукой клетчатой бумаги способы Переплетения нитей в тканях* записываются столбцами, в которых горизонтальные строчки обозначают уточные нити, а вертикальные колонны — основные. Уточные перекрытия обозначаются знаком (—), основные крестом или буквами Х или О. Так, предыдущее (фиг. 1 и 2) Переплетения нитей в тканях* изображается, как показано на фиг. 3.

Фиг. 3. Фиг. 4.

Обычно нет нужды обозначать способ Переплетения нитей в тканях* для всей ткани, так как порядок перекрытий повторяется как по ширине, так и по длине ткани. Число нитей основы, после которого начинают повторяться в прежнем порядке все предыдущие Переплетения нитей в тканях* основных нитей, называется основным раппортом ткани. Так, в вышеприведенном примере основный раппорт = 4, потому что 5-я основная нить переплетается совершенно так же, как 1 -я, 6-я как 2-я и т. д. Совершенно так же уточным раппортом называется то число уточных нитей, после которого начинают повторяться в прежнем порядке все предыдущие Переплетения нитей в тканях* уточных нитей. В нашем примере уточный раппорт тоже равен 4-м. Прямоугольник, составленный из числа основных и уточных нитей, равного соответственным раппортам, называется раппортом ткани. Так, для предыдущей ткани раппорт изобразится фиг. 4. Вся ткань состоит из подобных прямоугольников, повторяющихся по длине и ширине ткани, а потому раппорт дает полное понятие о способе Переплетения нитей в тканях* нитей во всей ткани. Чтобы составить рисунок Переплетения нитей в тканях* для данного образца ткани, надо его исследовать, отделяя одну (основную или уточную) нить за другой и отмечая одним из вышеприведенных способов для каждой нити последовательность ее перекрытий до тех пор, пока перекрытия не начнут повторяться в прежнем порядке, как по основе, так и по утку, т. е. пока не получим рапорта ткани. При этом пользуются иглой для отделения нитей и ткацкой лупой для более удобного различения перекрытий. Лупа эта помещается на небольшом штативе, основание которого имеет форму рамки с отверстием в 1 дм в квадрате. Эта рамка позволяет легко узнать "плотность" ткани, т. е. число нитей на 1дм.

По виду их поверхности, зависящему от способа Переплетения нитей в тканях*, ткани можно разделить на: 1) ткани гладкие — представляющие по своей поверхности совершенно однообразный вид, без всякого узора; 2) ткани несложноузорчатые — испещренные мелким, часто повторяющимся узором, также полосатые, клетчатые и т. п.; 3) ткани сложноузорчатые — представляющие более крупные, резко выделяющиеся на фоне узоры; 4) ткани ворсовые или бархатные, поверхность которых покрыта торчащими кончиками волокон, закрывающими совершенно ткань, на которой они сидят; 5) ткани пестротканные, у которых эффект наружного вида достигается не только способом Переплетения нитей в тканях*, но, главное, подбором нитей различных цветов; 6) ткани двойные и другие особой выделки; 7) ткани газовые. Всякий узор можно разложить на отдельные части, образованные простыми Переплетения нитей в тканях*, которые в свою очередь являются развитием или усложнением трех элементарных, так называемых главных Переплетения нитей в тканях* Главные Переплетения нитей в тканях* обладают следующими общими свойствами. 1) Каждая нить образует одно перекрытие одного рода (напр. основное), за которым следует p — 1 перекрытий другого рода (т. е. уточных), если раппорт = р, и наоборот. 2) основные перекрытия каждой нити представляются сдвинутыми против соседней нити на некоторое число перекрытий, называемое сдвигом; для главных Переплетения нитей в тканях* сдвиг есть величина постоянная для каждой нити. 3) Как следствие первых двух свойств, раппорт основы = раппорту утка. Отличительные свойства каждого из главных Переплетения нитей в тканях* суть следующие:

1) Полотняное или тафтяное Переплетения нитей в тканях* характеризуется тем, что его раппорт равен 2, сдвиг равен 1; каждая нить имеет по очереди основное и уточное перекрытия. Раппорт ткани имеет вид:

Фиг. 5.

Вид ткани с обеих сторон одинаковый, совершенно гладкий.

2) Саржевое или киперное Переплетения нитей в тканях* (фиг. 6 a, b, c) характеризуется тем, что раппорт всегда больше 2-х, сдвиг равен 1 или р — 1 (если р = раппорту). Ткань представляется покрытой мелкими диагональными, под углом в 45°, рубчиками или штрихами.

Фиг. 6.

3) Атласное или сатиновое Переплетения нитей в тканях* Раппорт больше 4-х; сдвиг всегда больше 1 и меньше p — 1. Ткань представляется покрытой отдельными основными перекрытиями, разбросанными по поверхности равномерно, но никогда не лежащими рядом друг с другом. Чтобы эта равномерность вполне достигалась, т. е. чтобы атласное Переплетения нитей в тканях* было правильным, надо, чтобы сдвиг был числом взаимно первым с числом раппорта ткани, но, как выше уже сказано, не 1 и не р — 1. Это условие для р = 3, 4 и 6 невыполнимо, и потому правильный атлас может быть образован лишь начиная с раппорта = 5, 7 и выше. Переплетения нитей в тканях* нитей в атласе с раппортом = 5 (так наз. 5-ремизном) имеет следующий вид:

Фиг. 7.

Атлас 8-ремизный:

Фиг. 8.

В вышеприведенных образцах саржи и атласа на одно основное перекрытие приходится р — 1 уточных, следовательно, в ткани с лица преобладают уточные нити. Поэтому такие Переплетения нитей в тканях* называются уточными саржей и атласом. Чтобы иметь основные саржу и атлас, надо дать каждой нити одно уточное перекрытие на p — 1 основных. Все же другие правила применимы в той же мере и к этим Переплетения нитей в тканях* Если в атласном Переплетения нитей в тканях* сделать сдвиг = 1 или p — 1, то атлас обратится в саржу, если же сделать при этом и р = 2, то получится полотняное Переплетения нитей в тканях*

Производные Переплетения нитей в тканях* из вышеприведенных простейших получаются через увеличение числа основных перекрытий на каждой нити или через повторение нитей с одним и тем же порядком перекрытий без сдвига. Так получаются:

1) Из полотняного Переплетения нитей в тканях*: рипс (фиг. 9), рогожка (фиг. 10.).

Фиг. 9. Фиг. 10.

2) Из саржи простой: круазе (фиг. 4) и другие более сложные виды саржи (например, фиг. 11).

Фиг. 11.

3) Из атласного Переплетения нитей в тканях* через увеличение числа основных рядом стоящих перекрытий — ряд производных Переплетения нитей в тканях*, представляющих постепенный переход от атласа уточного к атласу основному (фиг. 12, 13, 14 и 15). К числу таких переходных форм нужно отнести и так называемую диагональ, образованную наклонными полосками, но не под углом в 45° (фиг. 13 и 16).

Фиг. 12. Фиг. 13.

Фиг. 14. Фиг. 15. Фиг. 16.

Составляя чертеж Переплетения нитей в тканях* для ткани, следует наблюдать, чтобы в пределах одного раппорта каждая нить имела хотя бы одно Переплетения нитей в тканях* с нитью другой системы, иначе она не будет иметь связи с остальной тканью. Вообще, чем чаще расположены взаимные Переплетения нитей в тканях* нитей, тем плотнее является ткань. В этом отношении первое место занимает полотно. Если же требуется более мягкая, гибкая ткань, следует предпочесть саржу или атлас, где большая длина нити остается свободной, не зажатой двумя соседними перекрытиями поперечных нитей. Особенным предпочтением пользуется атласное Переплетения нитей в тканях* То обстоятельство, что основные перекрытия здесь разбросаны одиноко в массе уточных (или наоборот), делает их почти невидимыми, так что ткань представляется состоящей как бы из нитей только одного направления. Искусство Переплетения нитей в тканях* нитей преследует также и цель украшения ткани. Первым шагом в этом направлении является переход к несложноузорчатым Переплетения нитей в тканях*, представляющим комбинации тех же простых Переплетения нитей в тканях*, образующих на ткани полоски, шашки, ромбы и т. п. простые геометрические фигуры. Кроме того, к несложноузорчатым относятся также Переплетения нитей в тканях*, в которых перекрытия размещены без всякого определенного закона, мелкими группами (гранит, креп), так что ткань представляет рябую, слегка бугорчатую поверхность. Желание дать больший простор фантазии рисовальщика заставляет все увеличивать раппорт ткани, переходя к сложноузорчатым тканям. Здесь мы встречаемся уже с более или менее художественным рисунком, образованным на фоне какого-нибудь простого Переплетения нитей в тканях* известным подбором других Переплетения нитей в тканях*, воспроизводящих на ткани желаемые очертания и контрасты света и тени. Вместе с увеличением раппорта возрастает и сложность устройства ткацкого станка, равно как и степень внимания и опытности, требуемых от ткача. О строении тканей, перечисленных под классами 4—7 в вышеприведенной классификации, эффект поверхности которых достигается уже не Переплетения нитей в тканях* нитей, но другими средствами, см. Плис, Ковры, Шелковый бархат, Пестротканные ткани, Газовые ткани.

С. А. Ганешин. Δ .

Смотрии так же...