Орочоны

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОРА
ОРБ
ОРВ
ОРГ
ОРД
ОРЕ
ОРЖ
ОРИ
ОРК
ОРЛ
ОРМ
ОРН
ОРО
ОРП
ОРР
ОРС
ОРТ
ОРУ
ОРФ
ОРХ
ОРЧ
ОРШ
ОРЫ
ОРЬ

Орочоны орочены (от тунгусского оро или орон — домашний олень) — народ тунгусского племени, сибирской ветви. Живут в северо-восточной части Амурской области — в верховьях Амура и по его притокам (Амазар, Урка, Ольдой); в Приморской области — в верховьях правых притоков Уссури (по Хору, Бикину и Иману с Ваком), по побережьям Татарского пролива и Сев. Японского моря; кроме того, встречаются на С Забайкальской области, по бассейнам рек Витима, Верхней Ангары и Шилии (о забайкальских Орочоны см. ниже), в Маньчжурии — по правому берегу Амура, в долине Гуюля, впадающего в Гань (оседло, в нескольких селениях). Тип Орочоны — монгольский; преобладает малый рост, при сухощавости сложения. Сплюснутая от темени к шее большая голова; плоское, широкое, с выдающимися скулами лицо; несколько выдающийся вперед клинообразный подбородок; широкий и прямой лоб, выпуклые в скулах щеки; короткий, круглый, с открытыми ноздрями нос; толстые губы, с несколько направленными вниз углами; узкие, с косым разрезом, черные или карие глаза; черные, жесткие, прямые волосы, густые на голове, редкие — на усах и бороде. Одежда у амурских Орочоны состоит из верхнего платья, сделанного из кожи северных оленей или диких коз, или же из шкур тех же животных; у мужчин платье доходит до колен, у женщин спускается ниже; оба пола носят род коротких панталон и кожаные чулки, прикрепляемые к панталонам узенькими ремешками, короткие полусапожки с голенищами летом, а зимой — длинные сапоги из оленьей кожи, мехом наружу. Женскую шапку шьют из разных шкур: передняя сторона из шкуры россомахи, задняя из выдры, низ окаймлен рысью, верх из лапок черно-бурых лисиц, подкладка из шкуры домашнего оленя. У зажиточных Орочоны Приморской области входят в употребление русские платки и фуражки; одежда представляет сходство с одеждой гольдов, значительно отличаясь от одежды амурских Орочоны; чаще готовится из китайских тканей — бязи и дабы. Шалаши Орочоны состоят из жердей, покрытых летом берестой, зимой — кожами сохатого оленя. Язык амурских Орочоны сходен с языком русских тунгусов, а язык Орочоны Приморской обл. — с языком гольдов. Орочоны Приморской обл. стоят на самой низкой ступени духовного развития; у них нет вовсе преданий, они не имеют понятия о годе и месяце и летосчисление ведут по ходу красной рыбы — кеты. Время Орочоны обозначают указанием, что "с тех пор красная рыба проходила 5, 10, 15 и т. д. раз". Они уважают родителей и родственников, заботятся о сиротах, сострадательны к бедным, гостеприимны; кражи у них редки и клеймятся презрением; родовой мести не существует. Амурские Орочоны исповедуют православную веру, приморские придерживаются шаманства и устраивают кумирни вблизи шалаша, в толстом, прямом дереве, в виде вырезанного трехгранного угла, на высоте 1—1,5 арш. от земли; перед кумирней помост из корья, на который кладутся жертвоприношения из рыб, камушков и проч.; во время молитвы по углам помоста зажигаются палочки из древесного смолья. Встречаются и кумирни китайского образца, в виде ящиков, с изображениями китайских богов и с деревянными и свинцовыми идолами. Шаманы у Орочоны называются ламами. Отец — глава семьи и дома, обязанный доставлять семье средства к существованию; мать смотрит за оленями и собаками, устраивает юрты при перекочевках, приготовляет пищу, шьет одежду и проч. Разделы не допускаются прежде смерти отца, после которого власть переходит к старшему сыну. За невесту дается ее отцу калым, который у приморских Орочоны вручается при самом совершении бракосочетания в доме жениха, а у амурских уплачивается постепенно. Договор о супружестве иногда совершается в то время, когда будущим супругам не более 8—9 лет. После родов женщина у приморских Орочоны считается нечистой: во время родов и целый месяц после них она живет в отдельном балагане, который затем сжигается. Орочоны по реке Хору тела покойников не зарывают в землю, а ставят гробы в двускатные балаганы из бересты, высотой 1,5—2 арш. Кочевой образ жизни Орочоны обусловливается оленеводством и промыслами звериным и рыбным; последние — главное их занятие. Рыба заготовляется впрок; приморские Орочоны из кеты заготовляют юколу, для продовольствия людей и собак. При охоте, продолжающейся всю зиму, применяются лук, копье, вилка с зазубринами (для мелкого зверя), ружье и нож. Амурские Орочоны в ноябре охотятся исключительно за белками. Пушнину амурские Орочоны сбывают русским торговцам в поселке Покровском и на Джалинде, приморские Орочоны — китайцам. Амурские Орочоны делятся на три главных рода; каждым родом управляет староста, избираемый сходом на 3 года и подчиняющийся тому станичному управлению, в районе которого кочует со своим родом. Староста объявляет административные распоряжения, следит за их исполнением, собирает ясак и служит низшей судебной инстанцией. По переписи начала 1880-х гг., амурских Орочоны было 946 чел. (474 мжч. и 472 жнщ.); ясачная подать определялась в 2 руб. 35 коп. в год с мужчины в возрасте 18—60 лет. Приморские Орочоны не образуют родовых общин, живут отдельными семьями, не знают другой власти, кроме отцовской, и не имеют понятия о повинностях. В 1882 г. их было до 1170 д. об. п. Название Орочоны стало известно русским только тогда, когда они познакомились с Орочоны, живущими по верховьям Амура. Орочоны Забайкалья известны под официальным названием бродячих тунгусов. Их всего в 1894 г. было 525 душ мужского пола, составлявших 8 родов, обитавших, большей частью, на берегах оз. Байкала, при впадении pp. Ангары и Кошеры. Место их осенней стоянки — пристань Дагары (она же селение Нижне-Ангарское), центр рыбопромышленности на С оз. Байкала (всего до 25 юрт). По окончании рыбного промысла береговые Орочоны откочевывают на лодках в свои места по pp. Ангаре и Кигере, по берегам Байкала до Кабаньего мыса и р. Тыи и далее до р. Покойников, занимаясь рыбным и пушным промыслами. Горные Орочоны (24 юрты, при 320 оленях) кочуют по вершинам рек, впадающих в Лену и Киренгу. В ноябре и апреле они выходят в м. Дошкочаны, для решения своих родовых дел, уплаты ясака и проч. На месте разветвления Ангары на протоки Ангару и Кошеру стоит выселок Ченча, при котором казенный магазин (другой — в Нижне-Ангарске) для отпуска Орочоны хлеба, пороха, свинца и кирпичного чая. На центральных местах зимней и летней стоянок забайкальские Орочоны строят деревянные амбары, для хранения ненужных по времени года вещей; около таких амбаров и располагаются юрты Орочоны При передвижениях мужчины ходят на лыжах, женщины и старики ездят на оленях. Пища зимой — кирпичный чай с оленьим молоком, пресные хлебные лепешки, рыба (хариус, налим, осетр) и птица (гусь, глухарь). Забайкальский Орочоны хорошо выносит холод и часто спит на морозе, ничем не укрывшись. Сало, куски мяса и кедровые орехи — праздничное угощение Орочоны, подаваемое на деревяшках. Охотятся Орочоны за медведями, изюбрами, козами, тарбаганами, выдрами, соболями, лисицами, россомахами, кабаргами и белками. Охота производится при помощи особой породы собак — лаек, среднего роста и преимущественно темного цвета. Соболя и лисицу стреляют из-под собаки, большого зверя ловят в ямы. Особенно выгодной считается охота за кабаргой, очень опасная, так как охотнику приходится карабкаться по обрывам скал.

Ум.

Смотрии так же...