Орлей

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОРА
ОРБ
ОРВ
ОРГ
ОРД
ОРЕ
ОРЖ
ОРИ
ОРК
ОРЛ
ОРМ
ОРН
ОРО
ОРП
ОРР
ОРС
ОРТ
ОРУ
ОРФ
ОРХ
ОРЧ
ОРШ
ОРЫ
ОРЬ

Орлей (Барент van Orley) или Бернард Брюссельский — один из значительнейших нидерландских живописцев; род. в 1491 или в 1492 г. Получив первые познания в живописи от своего отца, Валентейна ван-Орлей, рано отправился из своего родного города, Брюсселя, в Рим, где образовался под руководством Рафаэля. По возвращении своем в Нидерланды, надзирал, по поручению папы Льва X, над изготовлением, в брюссельском ткацком заведении ван-Альста, знаменитых ковров "Деяния св. апостолов", по картонам Рафаэля. Неоднократно и сам делал картоны для подобных изделий. Между прочим, по его композициям исполнены ковры "Охоты имп. Максимилиана", находящиеся в Луврском музее, в Париже, и "Житие Авраама", хранящиеся в Гемптон-Корте, в Лондоне. Он сочинял также рисунки для расписных оконных стекол, каковы напр. изображающие имп. Карла V и его сестру, Марию Венгерскую, в брюссельск. црк. св. Гудулы. Ван-Орлей получил титул придворного живописца Карла V (в 1518 г.), пользовался благоволением правительниц Нидерландов Маргариты Австрийской и Марии Венгерской, посетил, как кажется, Англию и умер на родине, в 1541 г. В своей живописи, ван-Орлей видимо вдохновлялся итальянцами, преимущественно Рафаэлем и Л. да-Винчи, но не переставал быть настоящим нидерландцем: итальянское влияние отражается в его приемах композиции и в некоторых чертах рисунка; однако, оно не заглушает в нем стремления к реализму, не мешает ему выводить на сцену свои национальные типы, по-своему выражать чувство и разрабатывать колорит в чисто фламандском духе. Гоняясь за экспрессивностью, он впадает иногда в утрировку, заставляет свои фигуры принимать принужденные, изысканные позы и корчить гримасы; но, несмотря на то, в большинстве своих произведений является талантливым художником и опытным техником, которому его национальная живопись обязана крупным шагом вперед. Лучшими картинами ван-Орлей считаются: большой алтарный складень "Поклонение Пресв. Троице" (в любекском соборе) "Страшный Суд" (в антверпенском црк. св. Иакова), "Снятие со креста" (в Имп. Эрмитаже), "Плач над телом Христа, снятым со креста" (в брюссельской галерее), "Искушение Иова" (в венской галерее) и "Св. Норберт" (в мюнхенской пинакотеке). — Ср. Wauters, "Bernard van Орлей, sa famille et son oeuvre" (Брюссель, 1881).

А. С—в.

Смотрии так же...