Орган

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОРА
ОРБ
ОРВ
ОРГ
ОРД
ОРЕ
ОРЖ
ОРИ
ОРК
ОРЛ
ОРМ
ОРН
ОРО
ОРП
ОРР
ОРС
ОРТ
ОРУ
ОРФ
ОРХ
ОРЧ
ОРШ
ОРЫ
ОРЬ

Орган (organum — лат., organo — итал., Orgel — нем., orgue — франц., organ — англ.) — большой музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств Орган занимает первое место между всеми инструментами и считается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давно сделался достоянием церкви. Зародыш Орган можно видеть в флейте Пана (Syrinx), a также в волынке (Sackpfeife). Евреи применяли при богослужениях род Орган — магрефа; у греков было тоже нечто в роде Орган (Hydraulikon). У римлян был комнатный Орган (Hydraulis). Изображение этого инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. Орган больших размеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные Орган — в VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел Орган в католическую церковь. В VIII стол. Византия славилась своими Орган Искусство строить Орган развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение Орган начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел в Орган педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные Орган, в сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр., состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в полдюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящее время наиболее знаменитым строителем Орган считается Вилькер в Лудвигсбурге. Об Орган писали: Bedos de Celles; "L'art du facteur, d'orgues" (1766—78); Antony, "Geschichtliche Darstellung der Entstehung und vervolkommnung der Орган" (Мюнстер, 1832); Hopkins, "The organ; its history a n d construction" (Л., 1855); Seidel, "Die O. und ihr Bau" (4 изд., Лпц., 1887); Wangemann, "Die O. ihre Geschichte und ihr Bau" (3 изд., ib., 1887); T ö pfer, "Lehrbuch der Orgel baukunst" (Вена, 3 изд. 1888); Frenzel, "Die O. und ihre Meister" (Дрезд., 1894). Усовершенствованные Орган достигли огромного числа труб и трубок; напр. Орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В Орган бывают открытые с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт. (Piccolo) — ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фт. — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 фт. — ноты звучат, как пишутся, в 16 фт. — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фт. — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Если эти открытые трубы закрыть с одной стороны, то их звуки понизятся на октаву. Не все Орган имеют трубы больших размеров. По величине самых больших труб в Орган он получает свое название, напр. — в 4 фт.; или в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в Орган бывает от 2 до 5; называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура Орган имеет объем в 4 1/2 октавы, но, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объем большого Орган имеет 9 1/2 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ей ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением длины труб этого регистра. Название регистра и величина труб обозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен быть применен. Регистров в Орган от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются на две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond, Labialpfeifen). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutation или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux d'anche, Rohr-oder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы расположены в Орган террасой, одна над другой. Кроме них существует еще клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах , как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одной системе, в ключе . На клавиатуре педалей, называемой просто "педаль", играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком. Орган без педали называется positiv, маленький переносный O. — portativ. В наиболее употребительных церковных и концертных Орган три клавиатуры для рук (мануалы) и одна для ног. Нижний мануал — самый близкий к играющему — называется первым мануалом (Grand-orgue), следующий за ним выше — вторым мануалом (positif, expressif), верхний мануал — третьим (r é cit, expressif). Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат: a) Coppula — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, причем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula дает возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого, b) 4 подножки над клавиатурой педалей (P é dale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров. с) Bo î te d'expression — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo. Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritt). Так как регистры в разных Орган разных стран не одинаковы, то в органной партии они не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. Орган соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере, преимущественно как аккомпанемент молитвы.

Н. Соловьев.

Смотрии так же...